21.07.2023, 18:41

Обновлено: 26.07.2023, 11:59

Автор: Анастасия Смазнова

Некреативный Ставрополь: почему в городе не развиваются творческие кластеры?

В этом вопросе мы попытались разобраться вместе с экспертами в сфере креативных индустрий. Также в материале – репортаж с нового городского арт-пространства

В Ставрополе, как и в крае, нет креативных кластеров. Во всяком случае, так заявляют составители Атласа креативных кластеров РФ 2023 года, который попал во внимание редакции АТВмедиа. По его данным, сейчас креативных кластеров нет во всем Северо-Кавказском федеральном округе, но до 2030 года планируется открыть пространство в Северной Осетии – Алании. 

Авторы отмечают, что в СКФО были попытки создания протокреативных кластеров (как, например, на Спартака, 8 в Ставрополе).

Мы попытались разобраться, почему в краевой столице нет своего "Винзавода" или "Севкабеля", какие креативные индустрии развиваются в городе и где искать точки роста и вдохновения.

Что такое креативный кластер?

Единого понимания этого термина еще не существует. Авторы рейтинга опирались на определения американского экономиста Майкла Портера и выделили несколько отличительных признаков. Некоторые из них такие:

  • креативный кластер – это группа соседствующих и работающих совместно компаний, при этом продуктивно конкурирующих;
  • все участники должны обоюдно дополнять друг друга и создавать синергию;
  • кластеры должны влиять на разнообразные уровни экономики и на изменение государственной политики.

Творческие пространства, которые не отвечают этим критериям, засчитываются как протокреативные кластеры.

Ориентируясь на опыт крупных городов, ставропольцы периодически предлагают создание креативных кластеров в исторических зданиях. Так, редакция вспомнила идею обновления кинотеатра “Октябрь” или недавнюю, еще не законченную историю с мельницей Гулиева – предложение сделать из промышленного здания начала 20 века "свой "Винзавод" выдвигают как городские активисты, так и краевые депутаты. Тем не менее, сами собственники пока не торопятся развивать креативную экономику.

В Ставрополе +1?

В начале июля на улице Орджоникидзе, 9 в Ставрополе открылось новое пространство под названием Base 9. Создатели – супруги Анастасия и Виталий – позиционируют его как первый арт-кластер в городе.

Наш корреспондент посетил Базу и поговорил с основательницей Анастасией, чтобы разобраться, как работает место, какие площадки сейчас там есть и как они планируют развиваться.

Что такое Base 9 и откуда она взялась?

Анастасия рассказала, что на создание Базы их с мужем вдохновил культурный центр в Тбилиси “Fabrika Tbilisi”. Арт-пространство, обустроенное в похожем стиле, супруги решили воссоздать в Ставрополе. Здесь уже расположились и работают на постоянной основе несколько творческих ставропольцев – художница, мастер по татуировкам, мастерица по горшечным цветам и другие. 

Бар

Первое, что встретилось на нашем пути, пока мы еще не зашли во двор Базы, – это бар. Только по разрисованному синему фасаду мы догадались, что внутри можно не просто отдохнуть за бокалом чего-нибудь алкогольного, но и насладиться творчеством.

Здесь планируется проводить квартирники. Музыкальные инструменты – гитары, пианино, микрофон и даже виниловый проигрыватель для пластинок – у бара свои. В летнее время концерты будут проходить во дворе, но само заведение уже работает полноценно. 

“Мы зовем на квартирники местных исполнителей. На открытии, например, был барабанщик Георгий Леонов. Также у нас выступают ребята, которые поют в переходах”, – рассказала Анастасия. 

 

Затем перед нами оказались яркие ворота с крупным изображением сердца и координатами места. Вход в Базу открыт для всех, но, по словам Анастасии, часто люди боятся заходить внутрь, так как думают, что это какое-то частное, закрытое пространство. Чтобы привлечь посетителей, на входе скоро появится подробная афиша Базы.

«Расписывают пространство разные художники. Ворота, например, расписывал Игорь Збрицкий-Карха. Помогала также Анна Долганова, которая преподает здесь в мастерской», – поделилась хозяйка Базы.

Рядом с баром, но уже во дворе, расположилась кальянная. Помещение преобразили, но оставили в нем старую мозаичную плитку.

Арт-мастерская “Всё прекрасно”

Первая дверь во дворе завела нас в яркую арт-мастерскую, в которой работает художница Анна Долганова. Здесь проходят мастер-классы для детей и взрослых, на которых изготавливают корзины, рисуют картины в разных стилях (даже вином).

“Недавно мы с детьми участвовали в конкурсе “Петр Великий” в Санкт-Петербурге”, – рассказала Анна.

Также проводился мастер-класс по аффирмациям. Участники хаотично ”выбрасывали” красками на холст свои эмоции, а затем писали самому себе мотивационное послание. По словам Анны, готовую картину обычно ставят на заставку телефона или принтуют ею одежду. 

Фотостудия Андрея Юрьева

Она же – первая в Ставропольском крае фотостудия с 3D циклорамой. Глядя на конструкцию высотой в 3,5 метра, шириной в 5 метров и глубиной в 3,5 метра, возникает ощущение, что смотришь в бесконечное белое пространство. 

Кроме циклорамы в студии есть фотозона с авторским дизайном и набор различного профессионального оборудования.

“Андрей Юрьев говорит: “Стиль – всё, остальное – ничего”. Все элементы декора здесь создавались по его идеям”, – отметила Анастасия.

Под Новый год и другие праздники фотограф будет создавать тематическое оформление. То, которое увидели мы, – базовое.

Далее во дворе – лаунж-зона, расположенная на втором этаже на свежем воздухе. Обустройство площадки еще в процессе, она будет предназначена для различного отдыха.

Цветочная мастерская

Арендатор небольшого светлого помещения – агроном Софья. Девушка занимается горшечными цветами: выращивает и продает их, а также “лечит”.

Мастер Тук

Здесь работает мастер "на все руки” Вячеслав, который не только принимает заказы на починку чего-либо, но и помогает разобраться с техническими вопросами Базе. Например, протянуть электричество. 

Тату-студия

В ней трудится мастер Алексей, а также двое его учеников и начинающая тату-мастерица. Алексей признался, что работал в разных местах, и главное для него – удобные условия.

«Здесь мне комфортно: я люблю андеграунд и не люблю вылизанные белые студии. Помещение на Спартака, 8, оно какое-то заброшенное. Здесь же все более благоустроенное, и в целом есть творческая атмосфера, которая положительно влияет на работу. Здесь много людей, которые занимаются творчеством. К ним приходят – смотрят на меня, ко мне приходят – смотрят на них. В таком коллективе работа становится эффективнее», – поделился Алексей.

Во дворе выступают местные артисты, проходят кинопоказы под открытым небом, а в будущем будут проводиться стенд-ап вечера. Двор также планируют сдавать в аренду под различные мероприятия.

Собственники территории – Анастасия с Виталием. Поэтому, как отметила хозяйка, развивать кластер будет намного проще, чем если бы двор был арендован.

“Пока площадка работает как летняя. В дальнейшем мы хотим застеклить ее, чтобы посетители могли приходить сюда прохладными летними вечерами и в межсезонье”, – поделилась собеседница. 

В конце дворика скромно продолжает работать жестяная мастерская, которая появилась здесь еще до создания Базы, а теперь стала ее частью. 

Для гармоничного развития креативного кластера важно наличие управляющей компании, которая будет следить за порядком в пространстве. Пока Анастасия решает все бытовые вопросы в общем чате с арендаторами. В планах на будущее – создание маленькой “управляйки”

База находится в спальном районе. По словам Анастасии, большинство соседей отреагировали на создание площадки позитивно. Например, жители девятиэтажки долго наблюдали за обустройством дворика и ждали открытия. 

Работает арт-кластер каждый день, кроме понедельника. Общее время – с 11:00 до 23:00, но у каждого резидента свой график. Чтобы не мешать соседям вечерними концертами, хозяева Базы собираются установить звукоизоляцию. 

Почему в Ставрополе медленно развиваются креативные индустрии?

 

Об этом мы поговорили с директором Высшей школы креативных индустрий СКФУ Алёной Садыковой. Мнением также поделился исполняющий обязанности заведующего кафедрой дизайна СКФУ, руководитель коворкинга “Кому какое дело” Дмитрий Землянский.

Эксперты считают, что у медленного развития креативных индустрий в Ставрополе две основные причины: люди и экономика.

Алёна Садыкова отметила: креативные кластеры нацелены на привлечение творческих резидентов, которые будут осуществлять предпринимательскую деятельность. Чтобы резиденты получали выгоду, должен формироваться рынок – люди, которым продукты этой деятельности будут нужны

Часто продукты креативного предпринимательства относятся к предметам роскоши. Чтобы их покупать, нужны финансы и сформированная культура, а средняя зарплата в Ставрополе – около 30 тыс. рублей”, – обратила внимание эксперт.

Дмитрий Землянский пояснил: люди с потенциалом уезжают в более крупные города, так как экономическая составляющая здесь не заточена под то, чтобы развивать креативный бизнес

В некоторых регионах страны для развития креативных индустрий существуют различные меры поддержки (например, закон о креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре). Также создаются центры развития креативных индустрий при руководстве городом или регионом (например, “Сибирский институт развития креативных индустрий”) .

На Ставрополье подобных механизмов нет. Это, по мнению Алёны,  может быть еще одной причиной, по которой креативным кластерам в крае может быть непросто.

“К тому же люди, которые давно работают креативными предпринимателями, нормально себя чувствуют в этом бизнесе и без кластеров, так как уже научились продавать свой продукт”, – добавила специалист.

Где в Ставрополе искать креативные кластеры и какие условия нужны для их существования?

На вопрос, можно ли считать Base 9 зарождающимся креативным кластером, дать однозначный ответ, по словам Алёны Садыковой, пока нельзя. Она считает, что креативные кластеры в последнее время стали модным направлением, и не связанные друг с другом предприниматели в сфере креативного бизнеса претендуют на название «кластер». К тому же, эксперту было трудно сложить впечатление о новом месте, опираясь только на то, что в данный момент представлено у них на сайте.  

 

По мнению Алёны, пространство на Спартака, 8 было интересным опытом создания креативного кластера, несмотря на то что сейчас оно не работает полноценно (там остались всего несколько предпринимателей, которые продолжают развивать свой бизнес).

Чтобы такие объединения, как пространство на Спартака, 8, не погибали, нужны условия безопасности, считает Алёна. Если основатели кластера не имеют долгосрочных гарантий от владельца территории, то всегда существует риск, что как только арендаторы «раскрутят» территорию, собственник изменит правила игры не в пользу творцов.

 «‎Маленькие объединения творцов – это тоже прекрасно, но креативный кластер – это больше, чем просто набор арендаторов. Он должен проектироваться из понимания, кто будет посетителем, как будет работать экосистема, какие продукты могут появиться в ходе взаимодействия резидентов. За счет синергии и будет происходить развитие», – подметила эксперт.

Какой потенциал развития креативных индустрий у регионов СКФО?

Алёна Садыкова перечислила регионы, в которых креативные индустрии развиваются наиболее плодотворно:

  • в сфере туризма хорошо развит Дагестан
  • активна в креативной сфере Северная Осетия – Алания. Этот регион чаще других получает одобрение заявок на грант Президентского фонда культурных инициатив. Также глава республики на форуме «Российская креативная неделя 2023» подписал соглашение с АНО «Креативная экономика»;
  • в Карачаево-Черкесской республике активно снимают кино, функционирует «Высокогорный Креативный Кластер», недавно открылась школа креативных индустрий;
  • население Кабардино-Балкарской республики развивается в сфере моды и дизайна. 

Какие креативные индустрии развиты в Ставрополе?

Алёна Садыкова выделила следующие:

  • дизайн;
  • исполнительские и визуальные искусства;
  • ремесленничество;
  • гастрономия,
  • образование.
“Знаю много дизайнеров, несколько театров, которые активно гастролируют, причем не только по России, но и по миру. У нас проводят яркие молодежные (и не только) массовые мероприятия: в России Ставрополь знают как лучшего организатора фестиваля «Студенческая весна». Ну и конечно же образование – в Ставрополе находится несколько крупных вузов”, - заметила директор Высшей школы креативных индустрий.

Креативная гастрономия: еда как составляющая творческого потенциала города

Гастрономия – одна из сильных точек роста креативной экономики в Ставрополе, считает Садыкова.

“Количество заведений в Ставрополе велико. По уровню «вкусности» у нас в заведениях чаще вкусно, чем нет. Открывается много атмосферных заведений. Для небольшого города это очень интересно”, - заметила Алёна.

Ранее свое мнение о том, как развивать локальную кухню на Кавказе, высказывал ресторатор Сергей Миронов. Он отмечал, что несмотря на желание развиваться в гастротуризме, в заведениях Северного Кавказа не хватает индивидуальной подачи блюд. Директор Школы креативных индустрий с этим мнением не согласна.

“Хычины, шурпа, лагман, шашлык – куда индивидуальнее? Люди едут на Кавказ именно за этим колоритом. В шашлыке на шампуре есть определенный шарм. Особенно для тех, кто весь год покупают мясо в масс-маркете или разогревают полуфабрикаты в микроволновке. А национальная кавказская кухня – колоритная, вкусная, сытная”, – считает эксперт.

А кухня в Ставрополе, по ее мнению, – это микс культур и кухонь. К слову, мы решили глубже погрузиться в тему гастрономических особенностей краевой столицы и подготовили для вас новый выпуск программы "Код города", посвященный ставропольской гастрономии.

Алёна считает, что большой потенциал есть также в студентах, которые приезжают в краевую столицу. Именно они могут создать в городе креативный класс. Однако для креативного класса важен облик пространства, а в плане дизайн-кода Ставрополь отстает от лидеров.

Зачем наружной рекламе на улицах города хороший дизайн и где его искать? О вреде визуального шума и об альтернативных видах рекламы читайте в нашем спецматериале.