8 октября 2004

Фарфоровый иконостас

В селе Красногвардейском реставраторы приступили к осмотру редчайшего в мире фарфорового иконостаса. Вот уже сто лет он находится в местном Свято-Троицком храме, пережил две войны, служил стеной в зернохранилище, но до сих пор сохранил на себе розовую глазурь и автографы неизвестных мастеров.
Когда заходишь в храм, кажется, что иконостас – это единое целое. А потом выясняется, что он собран из отдельных частей, как обычная детская пирамидка. На каждом фрагменте мастера оставили свой след, а один из них даже свою подпись – Некрасов.

Это самая разборчивая из надписей, которыми изобилует фарфоровый иконостас. Большинство других – только отдельные буквы и цифры – для обозначения места фрагмента в конструкции. Чтобы вылепить такое лицо храма, сто лет назад понадобилось два года. Авторы, по неточным данным, были из Екатеринбурга, со знаменитого Кузнецовского завода. На сырой керамике буквой М они обозначали, что этот фарфор предназначается селу Медвежьему – ныне Красногвардейскому.

Для бабушки Оли этот иконостас – отрада. И ничего, что рядом с блеском дыры. Главное, прихожане гордятся, что таких фарфоровых чудес – еще только два в России и одно в Аргентине. Молодость многие из этих старушек провели здесь же, в храме, только тогда – в 39-ом – тут было зернохранилище. Святых засыпали пшеницей по самые нимбы.

А после войны верующие из дома стали приносить отколотые кусочки фарфора. Уже лет пятьдесят они прикручены проволокой. Не сохранилось на колоннах и ни одной позолоченной сосульки, как их теперь восстановить – загадка.

- Как рассказывают старожилы, дети игрались – сосульки блестели, а игрушек не было. Дети игрались иконостасом, – рассказал священник Иоанн – настоятель Свято-Троицкого храма села Красногвардейского.

Сейчас в этой головоломке много ошибок: детали не на своих местах. Расставить их приехали реставраторы из Ростова – они выиграли конкурс на создание проекта восстановления. На это есть 380 тысяч рублей из краевой казны, но цену полного возрождения иконостаса из фарфора еще не определили. Говорят, в ней может быть шесть нулей. Пока же специалисты изучают железный каркас и ищут среди фрагментов близнецов. Например, этой фарфоровой капле пары не нашлось.

 – В самом каркасе нет сварных швов, только заклепки и болты. В те времена еще сварки не было, – отметила специалист по реставрации памятников культуры Татьяна Полушина.

На глаз уже могут сказать, что утрачено около половины элементов. Да и иконы все, как говорится, не родные. Правда настоятель считает, что в церкви сохранилось три образа с этого иконостаса. Про одно из них – со шрамами – разговоры старожилов донесли до сегодняшних прихожан и историю о чуде. В войну, сказывают, какому-то жестянщику понадобилось новое ведро. А подходящий лист железа был только у этой иконы.

 – И он начал резать ножницами, а она, икона, озвалась: И больно мне! У него волос дыбом стал, а она опять – Больно! Листочки гвоздиком прибил и ушел – не стал брать, – поведала прихожанка Мария Буркова.

Но настоятель храма главным чудом считает все-таки рукотворный иконостас. И любуется им особенно в вечерние часы.

В вечернее время при заходе солнца все сверкает. Позолота, что сохранилась – свое величие показывает иконостас, – говорит священник Иоанн.

Фотоаппарат, линейка и бинокль – пока единственные орудия специалистов. Сначала осмотрят, оценят, а потом будут искать фарфоровых дел мастеров. Но даже сейчас знают, что такие оттенки розового и голубого – уже история столетней давности.
8 октября 2004, 10:34
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «ТВ-Информ»
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости