
Это самая разборчивая из надписей, которыми изобилует фарфоровый иконостас. Большинство других – только отдельные буквы и цифры – для обозначения места фрагмента в конструкции. Чтобы вылепить такое лицо храма, сто лет назад понадобилось два года. Авторы, по неточным данным, были из Екатеринбурга, со знаменитого Кузнецовского завода. На сырой керамике буквой М они обозначали, что этот фарфор предназначается селу Медвежьему – ныне Красногвардейскому.
Для бабушки Оли этот иконостас – отрада. И ничего, что рядом с блеском дыры. Главное, прихожане гордятся, что таких фарфоровых чудес – еще только два в России и одно в Аргентине. Молодость многие из этих старушек провели здесь же, в храме, только тогда – в 39-ом – тут было зернохранилище. Святых засыпали пшеницей по самые нимбы.

- Как рассказывают старожилы, дети игрались – сосульки блестели, а игрушек не было. Дети игрались иконостасом, – рассказал священник Иоанн – настоятель Свято-Троицкого храма села Красногвардейского.
Сейчас в этой головоломке много ошибок: детали не на своих местах. Расставить их приехали реставраторы из Ростова – они выиграли конкурс на создание проекта восстановления. На это есть 380 тысяч рублей из краевой казны, но цену полного возрождения иконостаса из фарфора еще не определили. Говорят, в ней может быть шесть нулей. Пока же специалисты изучают железный каркас и ищут среди фрагментов близнецов. Например, этой фарфоровой капле пары не нашлось.

На глаз уже могут сказать, что утрачено около половины элементов. Да и иконы все, как говорится, не родные. Правда настоятель считает, что в церкви сохранилось три образа с этого иконостаса. Про одно из них – со шрамами – разговоры старожилов донесли до сегодняшних прихожан и историю о чуде. В войну, сказывают, какому-то жестянщику понадобилось новое ведро. А подходящий лист железа был только у этой иконы.
– И он начал резать ножницами, а она, икона, озвалась: И больно мне! У него волос дыбом стал, а она опять – Больно! Листочки гвоздиком прибил и ушел – не стал брать, – поведала прихожанка Мария Буркова.
Но настоятель храма главным чудом считает все-таки рукотворный иконостас. И любуется им особенно в вечерние часы.

Фотоаппарат, линейка и бинокль – пока единственные орудия специалистов. Сначала осмотрят, оценят, а потом будут искать фарфоровых дел мастеров. Но даже сейчас знают, что такие оттенки розового и голубого – уже история столетней давности.