- Когда и как начали писать картины?
– С детства я любил фотографировать. Мне нравился сам процесс и поиск интересных образов. Я помню, как папа подарил мне фотоаппарат и в дальнейшем, именно увлечение фотографией свело мне со многими интересными людьми.
В юности я познакомился с компанией, люди в которой более профессионально занимались фотографией. Дело было в моем родном Невинномысске, в клубе «Алмаз». В какой-то момент мой друг-фотограф из этого клуба начал рисовать. Я присоединился. Собралась компания людей, которым интересно творчество, фотография и картины. Надо понимать, что дело было в Советском Союзе, и доступ к какому-то визуальному ряду был довольно ограниченный. Ни каких-то хороших музеев с интересными выставками и новыми направлениями не было. Всё приходилось познавать самостоятельно, через какие-то образовательные журналы. С информацией было не густо.
Первым художественным опытом стало копирование картин других, опытных художников. Ну и так, постепенно, я вышел на свой стиль. Начал это развивать и, получается, развиваю вот уже тридцать лет.
- Есть ли у вас художественное образование?
– Я не учился на художника, и никакого специально образования у меня нет. Мне вообще кажется, что в искусстве вовсе не обязательная строгая академическая школа. В союзы, особенно большие, всероссийские, мировые, без образования не попасть. А что бы творить оно не нужно. На одной из выставок меня спросили: «Вы профессиональный художник или не профессиональный?» И я ответил фразой, которой пользуюсь до сих пор: «Если я могу продать свою картину, значит я профессиональный художник». Я зарабатываю этим на жизнь.
- Почему остановились на нынешней манере письма?
– Как я уже говорил, сперва я копировал картины. Мне очень нравился Рерих. И как-то одна их копий не удалась. Я её забраковал и просто стал шпателем сдирать масляную краску. В этот момент я увидел, что те линии что получаются, сочетания цветов, мазков – живые. Меня это очень тронуло. Что-то в них такое было. Они таинственные, прозрачные, глубокие. Мне понравилась такими линиями что-то делать. И так как у меня нет художественного образования, я несколько лет сам учился понимать как работать разными красками, как они ложатся. Главное, что я просто не бросил это в первом порыве.
Постепенно-постепенно ты просто находишь, что тебе нравится и что ты чувствуешь: линии, их красоту. Я начал ездить с другом в Кисловодск на вернисажи. У него были свои картины, у меня свои. И когда твою «мазню» начинают покупать, ты понимаешь, что в этом есть определённая художественная ценность. И это здорово вдохновляет и воодушевляет. Потом я всё бросил и уехал в Москву на пятнадцать лет. Уже там пришло реальное осознание вещей. Когда ты живёшь за счёт творчества, ты начинаешь в это больше сил выкладывать. Появляется чувство азарта.