Детские травмы: как дети живут в детдомах Ставрополья и после них?

На момент августа 2023 года в Ставропольском крае 89,8% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в замещающих семьях. Но в специальных учреждениях остаются еще 467 человек. Они проживают в 20 детдомах региона, рассказали в министерстве образования Ставрополья.

Туда дети попадают по разным причинам:

  • 49,8% - из-за лишения родителей родительских прав;
  • 31,7% - из-за безвестного отсутствия, смерти родителей;
  • 13,1% - из-за нахождения родителей в местах лишения свободы;
  • 3,9% - из-за недееспособности родителей;
  • 0,6% - из-за отказа, уклонения родителей от воспитания ребенка;
  • 0,9% - по другим причинам.

Какой след на человеке оставляет жизнь в детском доме? Как помочь выпускникам детдомов и приютов социализироваться и адаптироваться к самостоятельной жизни? Разбираемся в вопросах с психологом Олесей Калюжиной и создателем фонда «Алый маяк» Давидом Карапетяном.

Чем отличается детдом от приюта?

Детский приют — это учреждение временного содержания несовершеннолетних. Срок пребывания в нем бывает разным: месяц или два, в редких случаях до полугода. А детский дом — это место постоянного пребывания несовершеннолетних до достижения ими совершеннолетия.
Ребёнок может попасть в приют по разным причинам, и выхода из него два: при положительном исходе, обратно к родным, при отрицательном - в детский дом. А из детского дома, ребёнка могут уже усыновить или удочерить, если нет, то он или она покидают его по достижению совершеннолетия,
- пояснил Давид Карапетян.

Какие травмы могут получить дети в приюте и детдоме?

Сложности у детей, по сути, везде одинаковые, рассказывает директор фонда. Они начинаются с самых первых дней попадания в учреждение.

Самый сложный и тяжёлый момент — это расставание с родными (исключение составляют те случаи, когда это вынужденная мера, чтобы спасти жизнь ребенка). Человек видит вокруг себя незнакомых людей, это сильный стресс. Все адаптируются с разной скоростью, в зависимости от характера.
В попаданиях в приют или детдом есть одно отличие: если в приюте ещё ждут, что их могут скоро забрать домой и есть ощущение, что это временно, то, попав в детский дом, дети осознают, что это надолго,
- поделился Давид.
Психолог подтверждает: проживание в детдомах приносит много сложностей и вызывает глубокие психологические травмы. Особенно страдают новорожденные, оставленные матерью сразу после рождения. Эксперт выделила несколько главных психологических проблем у «оставленных» детей.
1. Нарушается привязанность
Детьми занимается сразу группа воспитателей. Так, для них любая женщина может стать "мамой", любой мужчина - "папой". Не получая полноценную родительскую любовь, дети могут искать внимание у любого взрослого. Позже это может привести к проблемам в установлении доверительных и продолжительных отношений.

О значении привязанности и важности присутствия близкого значимого взрослого рассказывает документальный фильм о 17 месячном мальчике Джоне. Родители отдали его на 9 дней в дом ребенка, пока мама рожала второго малыша. Ребенок перенес огромный стресс и не мог при встречи общаться с матерью, по которой сильно тосковал.
2. Нарушение восприятия своего тела и границ
Еще одна проблема заключается в нарушении восприятия своего тела и границ между "моим" и "твоим".

«Жесткий режим в приютах и детских домах часто не дает детям самостоятельно определять, когда они хотят, например, есть или спать, что вызывает проблемы в понимании и удовлетворении своих основных потребностей», - пояснила Олеся Калюжина.
3. Задержанное развитие
Другим существенным отклонением является задержанное развитие детей в воспитательных учреждениях. Без заботы и любви они испытывают сильный стресс. Это приводит к замедлению всех процессов развития. Страх и отсутствие внимания вызывают у детей защитную реакцию.
Дети старшего возраста, живущие в детдомах и приютах, тоже сталкиваются с проблемами. Они часто страдают от низкой самооценки и ощущения неполноценности. Причиной тому служат проблемы с социальной адаптацией и отсутствие стабильных отношений.

«Поведение подростков может стать агрессивным, поскольку они не имеют подходящих моделей для обработки и выражения своих эмоций, агрессия также может быть защитной реакцией на внешние воздействия. Отсутствие стабильных дружественных связей и ограниченные возможности для социального взаимодействия способствуют трудностям в общении с другими людьми», - рассказала психолог.


Все это приводит к проблемам с адаптацией в школе и усвоением учебного материала, создает препятствия в обучении и самостоятельной жизни в будущем.
Я думаю, что тут вопрос частного характера, всё зависит от заведения, персонала, коллектива сверстников, характера самого ребёнка. Всё индивидуально. Но, в целом, по моему мнению и опыту, пребывание в таких учреждениях накладывает свой отпечаток на восприятие окружающего мира. И часто человека сопровождает чувство социальной несправедливости. Он или она задаются справедливым вопросом: почему у других сверстников есть семья, а у него или неё, нет?
- делится Давид Карапетян.

Как обезопасить психику детей в детдомах и приютах?

Дети из приютов и детских домов нуждаются в значительной психологической помощи и поддержке. Они нужны для преодоления травм и построения здоровых отношений. Важно создавать для детей условия, максимально приближенные к семейным.

Для обеспечения помощи со стороны общества нужно просвещать граждан о проблемах детдомов и приютов. Олеся Калюжина выделила следующие стратегии ознакомления:

  • информационные кампании через СМИ;
  • мероприятия для актуализации вопросов и обсуждения решений;
  • образовательные, просветительские программы в образовательных учреждениях;
  • привлечение знаменитостей, общественных лиц, лидеров мнений к информированию;
  • создание площадок для обмена опытом и взаимодействия;
  • активное участие волонтёров в просветительских мероприятиях.

Как меняется жизнь в ставропольских детдомах?

В Ставрополе с 2016 года идет работа по переоборудованию и устройству по домашнему типу детских домов. Их проектная мощность сокращается, группы реконструируют, уменьшается количество спальных мест для воспитанников. В городе организовали проживание детей в группах (семьях) по квартирному типу. Принципы семейного воспитания способствуют интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

Кроме того, по информации минобразования, помещения городского детского дома разделены на группы с прихожей, гостиной, учебно-игровой комнатой, оборудованной компьютером с интернетом, спальней, душевыми и санузлами. Все семьи воспитанников имеют электробытовую, аудио и видео технику, развивающее и игровое оборудование. Численность детей в каждой группе не превышает 8 человек.

Что ждет детей после выхода из детдома?

Клеймо "детдомовец" будет сопровождать человека по жизни, и это клеймо зачастую ставит общество. Самое большое влияние оказывает мнение окружающих и моральная поддержка. Но нужно понимать, что какой бы ни был детский дом или приют, ничто и никто не заменит любящих родителей,
- объяснил создатель «Маяка».
Выпускник детдома может не только столкнуться с осуждением. Он также резко становится предоставлен сам себе, попадая во взрослую жизнь. Родительской поддержки нет, а значит, нет и помощи, на которую обычно могут рассчитывать молодые люди, выросшие в семье.
Этим могут воспользоваться недобросовестные люди, как пример, известны случаи отъёма жилплощади, предоставляемой государством выпускникам детских домов. Потому что аферисты прекрасно понимают, что «детдомовец» - лёгкая цель, за него или неё попросту некому заступиться,
- поделился Давид Карапетян.
Психологические травмы тоже дают о себе знать. Они могут сильно затруднить взаимодействие с окружающим миром.

«Конечно же, это не обязательно будет со 100% вероятностью, ведь все зависит от конкретных условий нахождения, социальной ситуации, личностных, характерологических и темпераментных особенностей ребенка», - поясняет психолог.

Эксперт привела примеры того, как травмы могут повлиять на социализацию:
1. Недоверие к взрослым
Отсутствие стабильных отношений с опекунами может создать у ребенка стойкое ощущение ненадежности и недоверия к взрослым. Это осложнит установление близких и доверительных отношений в будущем.
2. Проблемы в общении и установлении социальных связей
У детей в детдомах нет стабильной дружбы и ограничены возможности для социального взаимодействия. Из-за этого выпускники могут испытывать трудности в общении со сверстниками, установлении и поддержании дружбы.
3. Нестабильная самооценка
Проживание в приюте или детдоме может вызвать чувство неполноценности и недостатка уверенности. Это мешает детям в будущем эффективно социализироваться и занимать достойное место в обществе.
4. Агрессивное поведение
Отсутствие правильных моделей для выражения эмоций, неумение справляться со стрессом приводят к агрессивному и деструктивному поведению. Это затрудняет социализацию и может вызвать конфликты с окружающими.
5. Проблемы с адаптацией и принятием новых условий
Дети из приютов могут испытывать дополнительные трудности при смене жизненных обстоятельств (таких как переход в приемную семью, обучение в школе или на новом месте работы).

«Они могут чувствовать себя не в своей тарелке и испытывать страхи, связанные с новыми ситуациями», - уточнила специалист.
6. Проблемы с самостоятельностью и предприимчивостью
Детские дома и приюты часто создают зависимость от системы и воспитывают пассивность. Выработанное поведение может снизить самостоятельность ребенка и ограничить потенциал его индивидуального развития.
7. Риск развития психических расстройств
Травмы, приобретенные в детдоме, могут способствовать развитию психических расстройств (депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство). Они, в свою очередь, затрудняют нормальное функционирование человека в обществе.
Чтобы минимизировать все эти негативные последствия, необходимо грамотное, комплексное и индивидуализированное вмешательство профессионалов (психологов, педагогов, социальных работников), а также создание системы поддержки для адаптации и успешной социализации детей из приютов и детских домов,
- поделилась Олеся Калюжина.
Стоит отметить, что на Ставрополье общее количество квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме может составлять до 25% от общего количества квартир в многоэтажке. Об этом сообщает министерство имущественных отношений Ставропольского края. К началу 2023 года ведомство заключило контракты на приобретение для выпускников из детдомов 290 квартир на улице Чапаева в 3 домах, расположенных по соседству. В планах также поселить детей в 3 многоэтажках одного и того же ж/к на улице Родосской.

Близкое расположение квартир людей из детдомов может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. К плюсам такого проживания можно отнести поддержку от знакомых, тоже выпустившихся из детского дома. А минусом может стать ранее упомянутая изоляция от остального общества, от широкого мира, отсутствие новых знакомств и социальных связей.
Существует риск, что они могут оказаться связанными только с одним и тем же социальным контекстом, что может привести к ограниченности их социализации. Проживание детей из детдомов в обычных жилых квартирах, где они могут взаимодействовать с разными людьми разных возрастов, профессий и жизненных опытов, может быть более благоприятным для их социального развития и интеграции в общество. Но, опять же, все будет зависеть от конкретных условий, ситуации и человека. Идеальный вариант может быть разным для разных детей, в зависимости от их индивидуальных потребностей,
- пояснила эксперт.

Как помочь ребенку социализироваться после выхода из детдома?

Выход из детдома – это важный и сложный переходный период для юношей и девушек. Они оставляют привычное и знакомое окружение и становятся самостоятельными, что без поддержки может вызвать ряд проблем,
- рассказала психолог.
Помочь выпускникам в адаптации могут следующие меры:
1. Наставничество. Молодым людям необходимо учиться жить в обществе, устанавливать контакты и дружеские отношения. В этом может помочь программа наставничества, когда опытный попечитель обучает ребенка основам общения, помогает справляться с возникающими трудностями и проблемами, а также развивает у него социальные навыки.

2. Образование и трудоустройство. Продолжение образования или обучение профессии – сложный, но важный этап в жизни выпускников. Это позволит ребенку в будущем стать финансово независимым. Специалисты по трудоустройству и социальные работники могут помочь в поиске работы или образовательных программ.

3. Обеспечение жильем. Помощь в получении жилья является ключевым аспектом в поддержке детей, выходящих из детдомов. Это могут быть различные программы, предоставляющие государственное жилье, субсидии или помощь в аренде жилья.

Справочно: за прошлый год в Ставрополе выдали 102 квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В очереди на получение жилья к концу 2022 года находилось еще 388 человек. А во всем крае на жилье в региональном центре претендовало 1 400 человек.

4. Психологическая поддержка. Помощь психолога или психотерапевта нужна не только для того, чтобы разобраться с прошлыми травмами, но и научиться справляться со стрессом, строить отношения.

5. Медицинская помощь. Необходимо обеспечить доступ к медицинской помощи и обучить ребенка основам здорового образа жизни: соблюдению личной гигиены, сбалансированному питанию, регулярным физическим упражнениям.
Важно, чтобы применяемые меры были комплексными и систематическими. Ребенку, вышедшему из детдома, необходима поддержка и помощь со стороны профессионалов, сообщества и государства,
- подчеркивает Олеся Калюжина.

Давид Карапетян подтверждает: люди социальны, и общество - единый организм. Кому-то в этой жизни повезло больше, кому-то меньше, но сопереживание, поддержка, доброта и отзывчивость нужны всем. Главное, не оставаться в стороне, рекомендует активист.

Он добавляет: даже умение зарабатывать не гарантирует жизни в достатке, поэтому без помощи опытных наставников не обойтись. То, что люди способны зарабатывать, не обязательно значит, что они не будут бездумно тратить заработок. Поэтому уроки финансовой грамотности – очень важное подспорье для выпускников детских домов.
Ведь, как я уже отмечал, зачастую у них просто никого нет, кто бы им это помог объяснить. В качестве примера могу привести одну из наших подопечных. Девочка-подросток целыми днями ходила по парковкам возле торговых центров и протирала фары с целью заработка. Неравнодушные платили ей из лучших побуждений, но все эти деньги бездумно ею тратились, порой на такие вещи, как электронные сигареты. И это в 11-12 лет. К сожалению, без должного контроля, помощи и образования к достижению совершеннолетия эта проблема может только усугубиться.

Что препятствует адаптации во взрослой жизни детей из детдомов?

Внешние условия, которые могут препятствовать адаптации людей из детдомов и приютов, в первую очередь, включают:

  • Отсутствие собственного жилья. Молодые люди не всегда выходят из детдомов со своим жильем. Это может привести к бездомности, которая создает серьезные препятствия для учебы или трудоустройства.

  • Социальная изоляция. Негативный или недостаточный опыт в общении с людьми и нехватка социальных навыков приводит к проблемам в общении и налаживании отношений.

  • Недостаток денежных средств. Бывшие воспитанники могут сталкиваться с финансовыми трудностями из-за низкого дохода и отсутствия накоплений или поддержки со стороны семьи.
Если попытаться разобраться в проблеме социализации выпускников из детдомов и не отгораживаться от нее, то окажется, что это просто дети, которым не повезло в жизни и за каждым стоит своя история с большим количеством проблем и переживаний. И если просто отгородиться от всего этого и дальше вкладывать негативный контекст в понятие «детдомовец», то мы будем получать соответствующую реакцию от ребят, выросших в детских домах. Они попросту не будут себя чувствовать полноценным членами нашего общества, а это будет вытекать в целый пласт соответствующих проблем. Мне очень нравится принцип «поступай с окружающими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», так я и стараюсь жить,
- заключает Давид Карапетян.
Лучшее решение проблемы адаптации детей из приютов и детдомов – это предотвращение попаданий детей в такие учреждения, сообщает Олеся Калюжная.

Чтобы такая ситуация не произошла, нужно:

  • образовывать и просвещать родителей;
  • поддерживать семью социально и психологически;
  • усиливать работу по выявлению и предотвращению насилия в семье;
  • совершенствовать систему альтернативного детским домам и приютам устройства детей.
Предупреждение и профилактика - это сложная система мер, вовлекающая многие структуры общества и государства, и требующая сотрудничества и скоординированности общих усилий,
- подчеркивает специалистка.

Автор: Полина Песоцкая

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен