Как писать музыку для Голливуда?

Как написать музыку для трейлера, фильма или игры? Как создавать композиции для мировых премьер?

Обо всем, что связано с музыкой для кино и игровой индустрии, мы поговорили
с основателем и директором первой российской библиотеки трейлерной музыки Imagine Music Михаилом Афанасьевым.
Как вы вообще попали в эту сферу, стали композитором? Чем занимались до того, как создали Imagine Music?

– Я родился в Ставрополе, но уже после девятого класса решил уехать в Москву, поступив в Московское Военно-Музыкальное Училище. Там я получил прекрасное музыкальное образование и влился, пусть и поверхностно, в общую музыкальную тусовку. Сочинять музыку я начал, наверное, курсу к третьему училища – но все это было на уровне хобби, а не серьезной работы за деньги.

Несмотря на музыкальный бэкграунд, приходилось очень много вещей осваивать с нуля – в основном речь об основах звукорежиссуры и музыкального бизнеса. После училища я поступил в университет на кафедру дирижирования, но быстро разочаровался и в конце концов забрал документы.
Как появилась идея создать первую в России библиотеку трейлерной музыки? И вообще – что это и как устроена ее работа?

– Еще с юношества мне нравилось слушать всевозможные эпичные оркестровые треки, и я тогда даже не подозревал, что это - отдельная сфера. Но, когда я начал сочинять музыку, я начал сочинять ее именно в подобном жанре - и, естественно, я полез искать, где же можно себя с таким жанром применить?

И я нашел - нашел индустрию продакшн-музыки. Продакшн-музыка - это музыка, написанная заранее, для последующего использования где-либо. Различные компании, именуемые библиотеками, формируют большие каталоги с разносортной и разножанровой музыкой, чтобы киностудии, телеканалы, радиостанции и т.д. могли брать ее под свои нужды.
Меня просто спросили: "А почему в России нет ни одной такой библиотеки?"
Собственно, трейлерная музыка - это лишь одна из веток продакшн-музыки, но ветка достаточно крупная. Музыка, которая играет в трейлерах, тизерах, ТВ-роликах, берется как раз из тех самых каталогов. Именно в эту сферу я и решил податься, когда понял, как она работает.

Идея создать собственную библиотеку - Imagine Music - пришла, на самом деле, достаточно спонтанно. По сути, меня просто спросили: "А почему в России нет ни одной такой библиотеки?" - в этот момент эта идея и родилась. Сейчас я понимаю, что не осознавал всю сложность этой работы, когда решил все это затеять, но вероятно, если бы я знал, я бы тогда просто ничего и не сделал. Зато сейчас Imagine Music - единственная трейлерная библиотека из России, работающая на мировом уровне.
– Почему выбрал именно направление трейлерной музыки? Это проще или просто свободная ниша в России?

– Как я говорил, я всегда фанател по такой музыке, да и в целом это очень интересная сфера. То, что это свободная ниша в России - не совсем плюс, точнее вообще не плюс и не минус. Для русских кинематографистов мы от других библиотек отличаемся разве что тем, что лично приезжаем подписать договоры - в остальном процесс лицензирования одинаков. Для иностранных клиентов тот факт, что мы из России, иногда только усложняет дело, а не упрощает.

– Трейлерная музыка – это больше про творчество или про бизнес? Какой доход это приносит?

– На самом деле вопрос многослойный. Тут важно разделить меня и композиторов, потому что я в первую очередь издатель, а не композитор. Для композиторов, я думаю, это конкретное творчество - они просто получают задание, делают музыку, а потом получают лицензии и, соответственно, деньги. Ни о каком бизнесе для них речи не идет - решения они принимают исключительно творческие.
Я же, как издатель, занимаюсь дальнейшим продвижением этой музыки, и здесь как раз требуются именно предпринимательские решения, а не творческие. Конечно, в этом есть доля творчества - мы все-таки не покрышки автомобильные продаем. Но в основном это именно бизнес. Насчет дохода - я не люблю говорить цифры. Скажу так - доход с этого хороший, но очень долгосрочный. Эта индустрия очень медленная, поэтому иногда ждать, пока какой-то трек "выстрелит", можно год, а то и несколько лет.
Трейлер фильма "Время первых"
– Чем создание трейлера отличается от создания саундтрека к самому фильму?

– Всем! В фильме обычно все делается так – готовится пре-продакшн – сценарий, кастинги, потом проводятся съемки, затем начинается пост-продакшн – монтаж, спецэффекты и так далее. На какой-то из этих стадий по решению продюсеров и режиссера подключается композитор. Он пишет музыку под бриф режиссера, или под монтаж, или еще под что-то. Потом вся музыка отдается на запись живых музыкантов и сведение.
Музыка для трейлеров пишется еще до того, как ее куда-то возьмут - в этом вся прелесть и сложность этой индустрии
Трейлеры же устроены совершенно иначе. Начнем с того, что монтируют трейлеры не в кинокомпании - этим занимаются отдельные компании, так называемые трейлерные дома (trailer houses). Кинокомпания отдает им свой фильм, и они начинают прорабатывать концепт того, как этот фильм надо правильно позиционировать. Когда концепт готов, фильм отдается монтажерам трейлерного дома, которые начинают воплощать задуманную идею. И начинают воплощение они именно с музыки, которую находят в каталогах библиотек. Они выбирают понравившийся трек или треки и монтируют под них трейлер. Если клиент смонтированный трейлер одобряет, то музыка лицензируется, а трейлер выходит в свет.

То есть, музыка для трейлеров пишется еще до того, как ее куда-то возьмут - в этом вся прелесть и сложность этой индустрии. Суть библиотек в том, что их музыкальный каталог должен содержать музыку абсолютно разных жанров и настроений, максимально понятно систематизированную, чтобы всегда можно было быстро найти нужный трек с нужным настроем, аранжировкой и структурой.

Бывает такое, что задача требует написания музыки специально под трейлер - например, в трейлере "Мстителей" играет главная тема фильма - естественно, что ни в каком каталоге эту тему не найти.
Трейлер фильма "Притяжение"
Для таких целей трейлерные дома присылают запросы в библиотеки, вроде "напишите нам, пожалуйста, несколько треков, чтобы в них обязательно была главная тема фильма". Библиотеки делают кучу треков, а они потом из этой кучи выбирают несколько и лицензируют. Это называется custom score и стоит дороже, чем просто лицензия на обычный трек. Нам иногда приходят такие запросы - например, не так давно мы делали пачку треков для диснеевского "Аладдина", но ни один из них в итоге не взяли.
– Каким требованиям вообще должен отвечать саундтрек к трейлеру?

– Требований много – в первую очередь очень четкая структуризация. Как я говорил, трейлеры монтируются под музыку, а не музыка пишется под монтаж, поэтому музыка должна быть изначально очень заточена под картинку, в ней должны быть места для фраз героев, для титров, ну и так далее. При этом трейлеры должны создавать невероятную интригу и желание пойти на фильм, и музыка так же обязана этому способствовать.

Так же очень важно общее качество исполнения. Монтажер просто лезет в каталог и берет трек, который ему нравится. Его никогда не волнует, как этот трек производился, не волнует, что в одном треке записан живой оркестр на одной из лучших студий мира, а другой написан на ноутбуке за 30 тысяч рублей, потому что большего композитор позволить себе просто не может. Его волнует лишь то, подходит трек к проекту, который он монтирует, или нет.
– Есть ли какие-то модные тенденции в такой музыке?

– Да, конечно, всегда есть какие-то тенденции. Когда-то трейлерщина подразумевала под собой исключительно оркестры с хорами, затем пошла "эпоха" саунд-дизайна. Потом стали популярные трейлеризированные каверы на популярные песни. Сейчас вот, после трейлера "Годзиллы 2", появляется некоторая мода на использование классики в трейлерной обработке.
С Imagine Music сотрудничают композиторы из других стран?

– Да, более того – их, наверное, добрая половина от всех композиторов, что с нами работают. Мне, в целом, не важно, откуда родом композитор, если он делает хорошие треки, поэтому я сотрудничаю с композиторами любой страны.

– Как думаете, музыка композиторов из разных стран отличается?

– Мне кажется, что нет. Ну, точнее не так - музыка композиторов просто отличается, сама по себе, потому что каждый композитор индивидуален, у каждого свой почерк, свое мышление, свое видение хорошего и плохого. Вероятно, где-то можно усмотреть "колорит", но мне кажется, это будет несколько надуманно.

– Чего не хватает российским композиторам? Или, может быть, у них есть своя особенность?

– Ну, было бы нечестно сказать, что российские композиторы чем-то хуже, чем другие композиторы других стран. Но если говорить о каких-то насущных проблемах, то российским композиторам, как и в целом российской индустрии, сейчас сильно не хватает культуры производства. У нас очень много непрофессионализма вокруг и зачастую специалисту просто негде научиться делать правильно, потому что никто вокруг не знает, как надо. Эффект Даннинга-Крюгера в лучшем его представлении – плохие специалисты не могут понять, что они плохие как раз в силу своего непрофессионализма.

Но ситуация в целом налаживается, потому что благодаря технологиям и большому объему образовательной информации, люди (особенно молодые) видят, что их уровень – далеко не потолок, и поэтому растут дальше.
– Каких успехов добилась библиотека Imagine Music в российском пространстве? А на мировом уровне? Где можно услышать вашу музыку?

– Ох, успехов много. В целом, главный успех - мы вошли в оборот. Наша музыка постоянно сопровождает какие-то рекламные ролики различных российских фильмов, больших и маленьких, широкого проката и фестивальных. Музыка у нас хорошая и все время растет в качестве, каталог увеличивается, треков много, процесс лицензирования налажен, как часы - в общем, работать с нами удобно.

На мировом уровне все, конечно, намного сложнее. Начну с того, что мы постоянно расширяем территории, благодаря тому, что находим хороших посредников (так называемых саб-паблишеров) - на данный момент у нас уже больше 20 стран в обороте, и я не собираюсь на этом останавливаться. На голливудском рынке мы пока двигаемся своими силами - и успехи есть. Нашу музыку брали в промо-кампании фильмов "Малыш на драйве", "Кредо убийцы", "Убийца 2", "Хэллоуин", "Глубоководный горизонт", "Обитель зла 7", в рекламу игры Heroes of the Storm.
Но главное наше достижение на данный момент - первый трейлер фильма "Годзилла 2", где целиком звучит наша музыка, и за который я даже получил голливудскую статуэтку CLIO Awards.

Услышать нашу музыку можно, посмотрев наше портфолио в соцсетях, на YouTube, ну или просто вбив "Imagine Music" в поисковик. Мы также продаем некоторые из наших альбомов в цифровых магазинах - Apple Music, Google Music и так далее.
– А лично вашу музыку как композитора где можно услышать?

– Ну, я особо не выделяю свои треки, они идут в наших альбомах вместе с остальными обычно. Исключение - серия альбомов "Supreme". Это моя некая отдушина - альбомы сольного производства, где я стараюсь наворотить лучшее, что могу придумать. Именно из этой серии был взят трек для "Годзиллы" например.

Если говорить именно про трейлеры - то можно меня услышать в трейлерах фильмов "Тренер", "Гоголь: Начало", "Притяжение", "Гофманиада", "Черновик", "Несокрушимый", "Спасти Ленинград", ну или в той же "Годзилле" наконец - список на самом деле на этом не заканчивается, перечислять можно долго.

Иногда я также пишу музыку "на сторону", не связанную с трейлерами, но это бывает нечасто.
– Вы – композитор музыки из трейлера второй части "Годзиллы". Как это произошло? Как вообще создавался трек?

– Как я говорил, у меня есть своя сольная серия альбомов - "Supreme". Так вот, с первого же альбома как-то так повелось, что всего альбом содержит в себе 9 треков, и один из них обязательно является кавером на классическое произведение.

Трейлер "Годзиллы 2" номинирован на премию Golden Trailer Awards
Дело в том, что я очень люблю классическую музыку и, в отрыве трейлерных треков, слушаю именно ее. Поэтому я решил, что это будет некоей данью уважения моим любимым классическим композиторам.

Во второй части я решил, что этим классическим кавером будет кавер на "Лунный свет" Дебюсси. Но, так вышло, что подходящих условий у меня тогда не было, поэтому пришлось делать трек на дешевом ноутбуке и сводить его в мониторных наушниках. В итоге альбом вышел и долгое время ничего не происходило.

Затем я заметил, что один трейлерный дом уже несколько раз запрашивает у меня именно этот трек - очевидно, что он им понравился и они хотели его куда-то вставить - но кроме запросов ничего не происходило, и это означало, что клиентам музыка не нравилась и он просил ее заменить. Так один за другим проекты уходили от этого трека и он оставался лежать, никем не лицензируемый.
В крупных проектах все время дикая конспирация, поэтому даже просто сказать название - нельзя
Спустя год после выхода альбома я опять получил письмо от этого же трейлерного дома, опять про этот же трек - но в этот раз они просили сделать небольшие изменения в нем. Когда я их сделал, они сказали, чтобы я держал кулаки, потому что "этот проект ОЧЕНЬ крупный и кажется продюсерам нравится именно ваша музыка". Дело в том, что в крупных проектах все время дикая конспирация, поэтому даже просто сказать название - нельзя.

Но они вернулись снова - им снова потребовались правки, на этот раз более детальные. Мы созвонились и они все таки сказали, что этот крупный проект - "Годзилла 2", а они сейчас утверждают с продюсерами первый трейлер, который должен выйти на Комик-Коне, вместе с другими крупными анонсами студии.

Я сделал все правки, отправил, и затем пошло волнительное ожидание Комик-Кона - я до последнего боялся, что что-нибудь пойдет не так и от трека опять откажутся. Но, как оказалось, боялся зря - от начала до конца трейлер "Годзиллы" был смонтирован под мою музыку и наделал, в итоге, очень много шума.
Трейлер фильма "Балканский рубеж"
Вы стали композитором российского фильма "Балканский рубеж". Как так получилось? На каком этапе производства фильма у него появляется музыка?

– Так получилось, что люди, которые стояли за "Рубежом", также являются одними из ведущих в российской трейлерной индустрии. Соответственно, музыку мою они уже слышали и со мной тоже были знакомы.
Когда встал вопрос о музыке, они решили позвать меня на композиторские пробы - я озвучил тестовую сцену и всем продюсерам понравился мой вариант - так я попал на проект.

На проект меня подключили тогда, когда материал уже был снят и велся активный пост-продакшн - монтаж, цветокоррекция, спецэффекты и так далее. Я прочитал сценарий, получил на руки первые 40 минут фильма и начал работать.

Как создается музыка для фильма, нужно ли для этого смотреть его?

– Музыка для фильма начинается с общего обсуждения - что именно требуется фильму от музыки, какие нужны темы, лейтмотивы, что она должна подчеркнуть и где. Например, в "Балканском рубеже" у нас было четкое деление на темы сербов, албанцев и русских - не мелодические темы, а именно тембральные.

Далее начинается производство. Пишется музыка, начинаются правки и корректировки. Когда вся музыка утверждается, для нее пишутся живые инструменты и она отдается на сведение. Звучит очень просто, на самом же деле это тяжелая и достаточно изнурительная работа, которая требует нехилой выдержки и концентрации.

Смотреть фильм не просто обязательно - без этого суть работы теряется в принципе, ведь вся музыка пишется исключительно под картинку. Музыка всегда подчеркивает всевозможные микромоменты, добавляет глубины эмоций, а где-то наоборот тянет на себя одеяло, выходя на первый план - и весь фильм начинает работать под нее.
Для какого фильма хотели бы написать саундтрек?

– Сложно сказать, мне всякое интересно. В целом, конечно, есть стандартная композиторская "американская мечта" – попасть на какой-нибудь крупный блокбастер. Но еще я, наверное, с интересом поработал бы на проектах вроде фильмов Уэса Андерсона.
Что служит вдохновением для создания музыки?

– Вдохновением может служить, зачастую, абсолютно что угодно, потому что черпается оно из эмоций, а эмоции приходят и уходят очень непредсказуемо и иногда совершенно неожиданно. На счет производства – обычно я очень долго вынашиваю какую-то идею и потом, когда я четко сформировал ее в голове, сажусь ее воссоздавать.

Не всегда эта идея на выходе получается именно такой, какой задумывалась – что-то терпит изменения, что-то просто звучит плохо и приходится от этого отказываться. Редко, но случается и наоборот - когда я сажусь за трек без единой идеи, кручу синтезаторы, нажимаю на клавиши, и – вуаля – рождается какая-то задумка. Но такое бывает намного реже, обычно я всегда все продумываю.

Времени на это уходит всегда по-разному. Бывает такое, что ты думаешь о треке три месяца, а затем еще три месяца его собираешь. А бывает, что тебе с утра пришла идея, а вечером ты садишься и делаешь 90% трека за один присест. Я очень много занимался и занимаюсь оптимизацией рабочего пространства, чтобы никакие технические вещи не отвлекали от творческого процесса - а то бывает, что любое вдохновение теряется, когда у тебя что-нибудь где-нибудь зависнет, затормозит, или ты потеряешь нужный файл в куче папок внутри компьютера.
Какой композитор для вас является примером?

– Какого-то конкретного композитора нет. Я вообще стараюсь максимально уходить от преклонения перед каким-то одним талантливым человеком, в угоду другим - мне кажется это не совсем честно. Поэтому мой ответ скорее таков - у меня есть большое количество композиторов, и каждый является примером в чем-то своем. Я очень люблю восхищаться и вдохновляться каждым из них. Перечислить их вряд ли получится - там огромный список, начиная от Баха, заканчивая моими современными коллегами.
Как вы больше хотите реализоваться – как композитор или как руководитель компании, которая достигает успехов в индустрии?

– Если честно, я не стараюсь здесь ставить какие-то рамки для себя. У меня еще много разных замыслов, которые в скором времени я буду реализовывать – некоторые не связаны с музыкой вообще. В целом моя мантра проста – я хочу делать что-то, что будет признано людьми и принесет им что-то полезное – эмоции, знания, материальные блага и т.д. Пока что вроде все получается, остается лишь наращивать масштаб.
Не думали ли когда-нибудь создавать музыку для игровой индустрии, например?

– Я уже это делаю – параллельно со всей своей деятельностью я так же работаю с игровой фирмой Banzai Games, создаю звуки и иногда немного музыки для их игр. Например, все звуковое оформление игры "Shadow Fight 3" – моих рук дело.

Я очень люблю игровую индустрию в целом, большой фанат киберспорта, потому продолжаю заниматься этой работой, совмещая ее с основным, трейлерным направлением.
Ближайшие лет десять точно будут происходить какие-то новые "тембральные открытия", вроде органа из "Интерстеллара", благодаря которому теперь у всех орган четко ассоциируется с космическими просторами, а не с церковной мессой
Как думаете, как будет развиваться эта индустрия в ближайшее время?

– Я могу предположить, что сейчас, благодаря развитию технологий и общей глобализации, по всему миру начнут находиться какие-то свежие, зачастую достаточно уникальные таланты, а продюсеры придумают какую-то эффективную систему поиска, чтобы их находить. Еще я думаю, что ближайшие лет десять точно будут происходить какие-то новые "тембральные открытия", вроде органа из "Интерстеллара", благодаря которому теперь у всех орган четко ассоциируется с космическими просторами, а не с церковной мессой.

Какие планы на будущее у Imagine Music? А у вас лично – кем вы видите себя в профессиональном плане в дальнейшем?

– Планы Imagine Music большие - расширять каталог, покорять новые и новые вершины качества и добиваться большей ротации для нашей музыки, особенно в голливудском сегменте. А личные профессиональные планы, как я уже говорил, далеко уходят за рамки той деятельности, что я делаю сейчас. Новые проекты уже на горизонте - просто каждому из них нужно свое время.
Автор: Вероника Кизима
Фотографии предоставлены Институтом звукового дизайна
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен