9 красивых советских мультфильмов, которые понравятся взрослым

Неординарные мультфильмы, которые вы могли пропустить. Некоторые из них считаются шедеврами визуального искусства, другие отражают нестандартные сюжеты. Самобытные трактовки мифов и переосмысление фантастики, калейдоскоп фантазии режиссёра и интерпретация литературных произведений - всё это можно встретить в нашей подборке.

Сказка сказок

ГОД: 1979

Режиссёр: Юрий Норштейн
Удивительно философский мультфильм для взрослых от создателя «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Визуально мультфильм вдохновлен Пикассо, Рембрандтом, Ван Гогом, Паулем Клее и даже японской живописью.

В мультфильме режиссер смешал реальное и фантасмагорическое, собственные воспоминания и ассоциации. Не зря картину связывают с работами Тарковского – так, в ней режиссер описал свой дом детства, воспоминания послевоенного быта.
Здесь брошенный старый дом с забитыми ставнями и скрипучими досками окружают дождливая осень и рев уезжающих машин. Здесь в снег падают крупные зеленые яблоки, а ребенок сидит на верхушке дерева и кормит ворон. Здесь в глубине заброшенного таится дверь в детство: в нем девочка прыгает через скакалку с добродушным быком, в небе плавает огромная рыба, женщина за домашними хлопотами ждет мужа, а поэт играет на лире.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Сказка сказок"
Особое место занимает тема войны. Представьте: тусклый свет фонарей, пары танцуют довоенное танго. Но с каждым скрипом заедающей пластинки пропадает мужчина. Вернутся ли они или женщины так и останутся обнимать пустоту?

За всем происходящим наблюдает волчок из колыбельной – тот самый, который «придет и укусит за бочок». Он и собирает воедино отрывочные лирические сюжеты.

Отдельную магию мультфильму придает музыка. Она переливается завораживающих напевов детской колыбельной до фрагментов из произведений Баха, Моцарта и других композиторов. Особое место занимает мотив предвоенного «Утомленного танго» в сцене, посвященной теме войны.

Авторы специально отказались от закадрового голоса. При работе над мультфильмом Норштейн использовал технику перекладки. Это дало возможность не рисовать каждую фазу движения, а просто передвигать готового персонажа.

В 1984 году мультфильм признали «Лучшим анимационным фильмом всех времён и народов».
Что похоже:

"Ежик в тумане"

Корова

ГОД: 1990

Режиссёр: александр петров
Мультфильм по одноименному рассказу Андрея Платонова сняли на свердловской киностудии. Картина стала дипломной работой Александра Петрова на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

История предельно проста: у железной дороги жил сторож, его жена, их сын и корова. У коровы был теленок, которого продали на мясо. Она мучилась, но вскоре умерла от поезда. Переживая потерю друга, сын сторожа пишет в своём школьном сочинении незатейливые, но искренние строки:
«И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».
Сменяющиеся кадры рассказывают трогательную историю о том, что значит быть добрым и любящим.
Картина сделана в технике живописи по стеклу: кадры рисовали пальцами на освещенном снизу белом матовом стекле медленно сохнущей краской. Иллюстрации непрерывно сменяются – и в конце съемок не остается ничего, кроме последней нарисованной сцены. Каждый кадр выглядит как самостоятельное произведение. В такой технике мазки оживают и позволяют создавать плавное движение персонажей.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Корова"
Музыка Шостаковича и Шнитке, сумрачные тембры Рембрандта и один абзац из оригинального текста – всё это создаёт оригинальное настроение мультфильма и подчеркивает авторский стиль художника-мультипликатора.

В 1990 году картину номинировали на «Оскар». Кстати, через десять лет режиссер Александр Петров получил заветную награду за экранизацию «Старик и море».
Что похоже:

"Сон смешного человека", "Старик и море", "Русалка"

Будет ласковый дождь

ГОД: 1984

Режиссёр: Назим Туляходжаев
«...И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна... и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет».

Сара Тисдейл
В 2026 году услужливый домашний робот в автоматическом режиме каждое утро будет готовить вам завтрак, приглашать к столу, звать всех на работу и в школу, проигрывать музыку, охранять дом, поздравлять вас с наступающим Новым годом. Даже, если случится глобальная катастрофа и вас уже не будет на свете.
Короткий мультфильм снят на основе одноименного рассказа Рэя Брэдбери. Отрезвляющие мысли о том, насколько человек хрупок - и какую разрушительную силу он несёт. Это история безумного одиночества на пустой планете. Земля будет жить, сады будут цвести, птицы будут летать, будет идти «ласковый дождь»… С человеком или без – не имеет особой разницы.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Будет ласковый дождь"
Лирическую, но жутковатую историю дополняет стихотворение Сары Тисдейл, вдохновленное Первой мировой войной.

Мультфильм отражает период холодной войны, передает атмосферу страха перед военными угрозами.

Летающий пролетарий

ГОД: 1962

Режиссёры: Иосиф Боярский, Иван Иванов-Вано
Первый в Советском Союзе кукольный широкоформатный мультипликационный фильм.

Основой для мультфильма стали произведения Владимира Маяковского. Часть текста специально для мультфильма написал Александр Галич, стараясь приблизиться к творческой манере оригинального автора.

Начинается мультфильм с почтового ящика коммуналки, откуда герой, напоминающий Маяковского, берёт газеты. Издания переполнены сообщениями о военных действиях. Отчаяние поэта сменяется уверенностью в победе разума над милитаризмом. Маяковский разворачивает большой чертёж – он трансформируется в проект реальности ХХХ века.
Дальше сюжет рассказывает об одном дне из жизни обычного жителя Москвы. Люди будущего свободно летают на другие планеты, производят всё на заводах – от молока до музыки, – и управляют погодой. Любой человек может добраться до работы не больше чем за 15 минут (вот уж действительно фантастика), вовсю практикуется криозаморозка, а в мире нет расизма, милитаризма – даже штрафы за нарушение скорости не выписывают.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Летающий пролетарий"
«Жди меня у облака!» – мечтательно говорит главный герой своей любимой.
При работе с визуальной составляющей использовалось несколько техник. В первой части изобразительного ряда используются фотокадры и фрагменты кинохроники. Образ Маяковского создавался способом фотоперекладки с использованием изображений артиста Театра им. Моссовета Михаила Погоржельского.

Вторая часть, посвященная будущему, создавалась также в технике перекладки. Люди здесь – бумажные полуобъёмные куклы, выполненные в технике «горельеф», подсвеченные сбоку. Перемещаются они на фоне планов-чертежей. Изначально фон должен был быть золотым, в стилистике живописи Андреа Мантеньи – чтобы подчеркнуть величие грядущего.

Но вариант не приняли: посчитали, что золото может быть мерилом истинных ценностей совершенного общества. На итоговый вариант авторов натолкнули витрины магазина. На них вывесили стенды с проектами будущих застроек Москвы и фраза В. Маяковского из поэмы «Хорошо»: «Я планов наших люблю громадьё…». Таким образом, авторы будто разворачивают перед зрителем картины грандиозного проекта-цели. Герои «живут» и действуют в пространстве квартир, домов и улиц, оформленных в виде планов и чертежей.

Конфликт

ГОД: 1983

Режиссёр: Гарри Бардин
Как показать войну… на спичках? Между тем, именно эту метафору можно увидеть в мультфильме «Конфликт».

Всё произведение – это набор метафор и олицетворений. Синие и зеленые спички не поделили коробок. С этого и начинается конфликт, нарастающий с пугающей скоростью.
«Главные герои» постоянно трансформируются: спички превращаются в целые роты, формируются в штыки и танки. Коробка от спичек и вовсе напоминает гроб. А заключительная сцена аллегорически показывает последствия атомной войны.

Мультфильм снят в жанре объемной анимации. Идея фильма пришла режиссеру Гарри Бардину во сне.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Конфликт"
Антивоенный фильм пользовался популярностью в период «холодной войны». Между тем, Госкино его не одобряло – считало слишком пацифистским.

В любом случае, мультфильм остается актуальным до сих пор и не перестаёт доказывать: война – это процесс, в котором сгорают все.

Легенды перуанских индейцев

ГОД: 1978

Режиссёр: владимир пекарь
Каким видели сотворение мира перуанские индейцы? Мифы древнего племени мочика, жившего около 1800 лет назад, нашли свое отражение в советской мультипликации.

Сюжет и стилистику отрисовки взяли с реальных изображений на древней керамике, найденной при раскопках. Однажды молодой ученый Института этнографии Юрий Берёзкин прислал фотографии древних фресок в сценарный отдел «Союзмультфильма». Там их увидел режиссер Владимир Пекарь. Именно он и решил воссоздать древние легенды.
Так советский мультфильм самобытно рассказал о братьях-полубогах, воспитанных священной лягушкой. Герои мифов отправились в мир людей, чтобы спасти их от древних чудовищ. Кто держит небесный свод, откуда у человеческого рода появилось оружие и как мир чуть не погубила сороконожка?

Художники почти идентично воспроизвели оригинальные рисунки.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Легенды перуанских индейцев"
Правда, стилистика оказалась настолько нетипичной (индейцы изображали фигуры будто приплюснутыми), что для естественного движения персонажей пришлось их сделать немного длиннее, чем в подлинном варианте.

Для исполнения музыкальной заставки и концовки использовалась ацтекская лютня. В остальном в мультфильме использовалась электронная музыка советских композиторов.

Картина стала первой из серии «этнографических фильмов» Владимира Пекаря. За ней последовали адаптации африканского и индийского фольклора, монгольских сказок и историй с фресок Древнего Египта.
Что похоже:

"Закон племени", "Говорящие руки Траванкора", "Келе"

Когда песок взойдет

ГОД: 1986

Режиссёр: Галина Баринова
Русалки и волколаки, небесный всадник Дажьбог и многоликий Перун с луком-радугой предстали в советском мультфильме.

Лирический сюжет по мотивам русской баллады рассказывает о разрушении одной семьи. Однажды сын покидает родовой дом из-за ссоры с отцом.
Этого не могут принять три сестры – чтобы брат вернулся, они набрали по горстке морского песка и просеяли его в горшке. «Когда песок взойдет», семья воссоединится. Но случится ли это?

Образы взяты из славянской мифологии. Кадры напоминают картины, которые плавно перетекает из одной в другую. Природа здесь сливается с человеком, одно перетекает в другое: дом здесь сливается с родовым деревом, герои плавают вместе с рыбами, превращаются в животных, а за героем следуют облака.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Когда песок взойдет"
Герои в мультфильме не говорят – историю рассказывается в былинной песне. Нет даже музыки – только глубокий голос и русские напевы. Это позволяет завершить образ и проникнуться атмосферой славянской мифологии.

Когда-то давно

ГОД: 1990

Режиссёр: Галина Баринова
Классический сюжет о похищении девушки чудовищем получил интерпретацию в научно-фантастической стилистике.

Действие мультфильма происходит в далекой пустыне вне времени. С одной стороны, это футуристичное будущее, но с другой – переполнено средневековой рыцарской стилистики.

Модой могли бы вдохновляться создатели фильмов «Голодные игры» – к слову, как и любовью жителей современного будущего к разного вида телеэкранам и жертвам, которые нужно ежегодно приносить ради всеобщего спокойствия.

Так, каждый год общество должно выбирать самую красивую девушку, которую отдают механическому дракону. За действом внимательно наблюдает всё население города.
На край света за своей прекрасной дамой стремится спаситель. Пройдя по следам чудовища, герой обнаруживает, что существо – обитаемая машина. Пробираясь внутрь, он осознает, кто же на самом деле является драконом. Спасет ли герой прекрасную даму? Победит ли дракона, разорвав ритуал? И будет ли у сказки счастливый конец? Ответы на эти вопросы могут удивить зрителя.
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Когда-то давно"
Сюжет полон разных отсылок. Так, судьба героя вдохновлена фольклором Юго-Восточной Азии (она, кстати, похожа на мотив пьесы Евгения Шварца «Дракон»). А визуальный ряд явно вдохновлен сагой «Звездные войны» – к примеру, главный герой сражается при помощи светового меча, а найденная им броня имеет заметное сходство с бронёй Дарта Вейдера.

Доктор Бартек и Смерть

ГОД: 1989

Режиссёр: марианна новогрудская
Один из самых готических и жутких мультфильмов создали по мотивам польской народной сказки.

В основе лежит легенда о докторе Бартеке, который решил пронести свечу через рощу: и если огонь её не погаснет, он станет бессмертным.

В лесу он встречает саму Смерть и спасает её. Так желание Бартека исполняется. Но чем придется расплачиваться за вечную жизнь? И как её правильно воспользоваться – отдавать другим или потратить на себя?
Летающие машины - несбывшееся предсказание из фильма "Назад в будущее-2".
Кадр из мультфильма "Доктор Бартек и Смерть"
К слову, от легендарного персонажа главному герою достались только имя и профессия. В оригинальной сказке Бартек мог видеть отпущенный больному срок. С помощью кукольной анимации, проработки декораций и готической музыки авторы смогли раскрыть нетипичную для мультипликации тему смерти.
Что похоже:
"Большой подземный бал"
Автор: Вероника Кизима