Молодые и культурные: как ломаются стереотипы о работниках культуры

Каким в вашем воображении рисуется сотрудник музея или дома культуры? Вероятнее всего, это будет женщина за сорок, непременно в очках, пиджаке и удобной обуви. А между тем, среди деятелей этой сферы есть немало амбициозных и креативных людей младше тридцати.

О личной боли и вдохновении Афише АТВ рассказали молодые работники учреждений культуры Ставрополя.

Тимофей Милохин

экскурсовод Музейно-выставочного комплекса «Россия – моя история»

– Я закончил исторический факультет: проучился там четыре года и пошел сюда. Здесь были вакансии, мне стало интересно поработать по специальности. И вот мои метания привели меня сюда.

У нас не классический музей в привычном понимании. И это наглядно показывает, что в формате музеев происходят изменения. Появляются новые интересные выставки, постоянно проходят мероприятия. Музей становится площадкой для интерактивного взаимодействия.
Коллектив у нас молодой. Насколько я помню, средний возраст коллектива – 33 года. И среди экскурсоводов у нас нет людей старше 30 лет
Какие есть плюсы в моей работе? Музей дает возможность развиваться: заниматься как научной деятельностью (мы пишем статьи, участвуем в конференциях), так и довольно творческой.

Главный минус в экскурсионной деятельности – это, наверное, экскурсанты, которые бывают разными и не всегда идут на контакт с тобой. Приходится прилагать все усилия, чтобы человека заинтересовать.

Особая личная боль – когда мне на экскурсии пытаются доказать, что Тартария существовала
Мне сложно говорить о любимой экспозиции в музее: каждая по-своему интересна и уникальна. Наверное, лично для себя я выберу ХХ век. Этот период очень хорошо показывает, что в истории не бывает ничего хорошего и плохого. Это характерно для всех эпох, но ХХ век демонстрирует это особенно ярко. И на примере экспозиций можно показать, что всё не так просто и однозначно, как хотелось бы.

Рекомендации: как выбрать историческое кино

Рекомендовать какой-то конкретный фильм я бы не стал. Но я могу дать несколько советов людям, которые хотели бы посмотреть исторический фильм, как это лучше сделать.

Первое, что нужно понимать: если человек хочет узнать объективную реальность прошлого, художественный фильм – не то, что может ему помочь. Это произведение определенного человека, режиссера. У него есть свое видение, которое часто не пересекается с объективной реальностью. Если человеку интересно изучить именно историю – нужно выбирать документальное кино.

Второй момент – нужно понимать, чего ты ждешь от фильма. Если человеку интересно просто посмотреть на красивую историческую картинку, ему больше подойдет современное кино. Но нужно понимать, что оно не отражает объективной реальности. Так историю воспринял режиссер, он хотел показать свою идею, вложил свой смысл. Если же человек с помощью художественного фильма хочет приблизиться к реальной эпохе – здесь лучше подойдет историческое кино ХХ века. В этот период кино снимали с большим уклоном в историчность. Сейчас упор делается на визуальную часть: красивую картинку и персонажей.
Что касается документального кинематографа. Если мы говорим о зарубежных документальных фильмах – советую, конечно, BBC. Это классическое документальное кино, в нем сочетается интересная и научная насыщенность фильмов. В российском кинематографе стали появляться фильмы от компании Starmedia, посвященные династиям (например, Романовым), войне 1812 года.

В них есть неплохие реконструкции в визуальных кадрах и довольно интересное научное наполнение. У них также выходило много фильмов по Великой Отечественной войне – больше 20, насколько я помню. 8 основных, по периодам и остальные посвященные отдельным темам, например, разведкам.

Из того, что касается Великой Отечественной войны, могу порекомендовать «Обыкновенный фашизм». Это 60-е годы, классическое документальное кино.

Степан Бондарев

специалист по связям с общественностью Ставропольской библиотеки им. М.Ю. Лермонтова

– Я учился в колледже искусств на отделении «Библиотековедение». Как я туда попал, сам не знаю. Это был такой этап в жизни, когда ты вообще не понимаешь, что происходит, и думаешь про себя: «Ладно, буду заниматься чем угодно, лишь бы чем-то заниматься». После выпуска меня порекомендовали для работы в библиотеку, в рекламный отдел.

Здесь я занимаюсь чем угодно, но только не выдачей книг. Реклама – понятие довольно обширное. В мои обязанности входит всё от ведения соцсетей до дизайна афиш. Кроме того, у нас открылось арт-пространство «Кислород». Это дало возможность развиваться в событийной сфере. Теперь можно придумать и устроить любое мероприятие: например, лекции, кинопросмотры. Здесь есть свобода творчества. Есть, конечно, вещи, которые нужно согласовывать – мы же всё-таки бюджетная организация. Но от этого никуда не деться.
В библиотеке поощряется, если ты растёшь как специалист: смотришь вебинары, проходишь курсы. Из плюсов ещё могу назвать, конечно же, коллектив.

Из минусов, естественно, не могу не назвать низкую зарплату. Оклад небольшой, хотя его и несколько повышают стимулирующие выплаты. Но никто не отменял дополнительный заработок. Опять же, здесь в рамках работы ты можешь прокачаться, например, в дизайне, и использовать навыки во фрилансе.

Ещё один минус – некая проблема «отцов и детей»
Например, в плане мероприятий или вещей, которые можно было бы уже не проводить, но они до сих пор проходят в устаревших форматах. Хотя я постоянно говорю, что время на стороне молодых. В любом случае, если нужны идеи, любой прогресс в сфере культуры, это всё должно лечь на плечи амбициозных профессионалов со свежим взглядом.

В столичных библиотеках молодых уже довольно много, ситуация меняется. Там можно найти всех тех, кто любит литературу. Думаю, что молодежь можно привлечь либо карьерным ростом, либо зарплатой. У меня были свои мысли на этот счет – например, можно организовать молодежный проект, поддерживающий специалистов в области культуры. Было бы круто, если бы была поддержка специалистов именно в этой сфере. Потому что сейчас даже бариста получают больше чем деятели культуры.
Как только молодых будут показывать, будут уделять им внимание, исчезнут стереотипы, что в учреждениях культуры одни пенсионеры сидят
Есть ещё пара фраз, которые несколько раздражают. Например: «О, а библиотека еще открыта?». Многие спрашивают до сих пор. Хоть и с меньшим количеством залов, чем раньше, но мы работаем. Давно.
Ещё бесит, когда говорят: «О, ты библиотекарь? Тогда посоветуй мне книжку».

Рекомендации: книжки от библиотекаря

  • Журнал «Искусство кино», главный редактор Антон Долин. Журнал с рецензиями на фильмы, статьями о кинематографе, как зарубежном, так и отечественном.
  • «Оттенки русского» Антона Долина. В ней собраны его рецензии на отечественные фильмы с середины 90-х годов и до 2015 года. Советую для тех, кто хочет более-менее разбираться, к чему идет отечественный кинематограф, где он застрял, где впереди всех, какой он сейчас.
  • Владимир Набоков, «Бледный огонь». Я его прочитал, потому что посмотрел фильм «Бегущий по лезвию 2049». Они схожи по настроению. Великолепная книга, но не для всех.
  • Графический роман «Пантера» от Брехта Эванса. Это одна из редких вещей здесь. Роман исполнен в технике «акварель». Если вкратце, в нем рассказывается о девушке, которая переживает период взросления. А если не вкратце – почитайте и поймёте, что всё не так просто.

Игорь Ковшик

солист театра песни VIVA

– Вообще в работники культуры меня занесла случайность. Я работал в кинотеатре контролером и пел в университетском коллективе. На концертах мы иногда пересекались с ребятами из Viva. Как-то раз у них проходил кастинг на роль Моцарта в мюзикле «Амадей». Меня звали попробовать, но я говорил, что не могу – график на работе был сложный. Из кинотеатра я всё же уволился, но кастинг уже закончился – буквально накануне. Я прихожу, а мне говорят, что на кастинге никого не нашли. И пригласили меня. Так я попал в мюзикл «Амадей» два года назад. А после этого оказался работником культуры.

Долгое время я непрофессионально занимался вокалом, у меня была только университетская база. Но образование я бы хотел получить – собственно, поэтому сейчас заочно учусь в колледже искусств.

В мою работу входит разучивание партий, песен, концертного материала, занятия с хореографом. И, разумеется, выступления. Когда было тепло, мы устраивали много концертов на открытых площадках. Выступаем на краевых и городских мероприятиях: от «Женщины года» до «Солдатского конверта». Одним словом, мне просто говорят место и время – и я иду и пою.

На самом деле, в своей работе я бы выделил только плюсы.
Когда меня пригласили, я подумал: «Что, петь, ещё и за деньги?».
Я занимаюсь любимым делом, вокруг всегда бурлит творческая жизнь, движение. Мы постоянно куда-то ездим: например, скоро поедем на карнавал в честь открытия летнего сезона в Геленджике.

Единственное, что меня бесит – это то, что постоянно нужно готовить новый материал в сжатые сроки. И получается этакий конвеер.
У нас в коллективе ребята все молодые. Да и в ближайшем окружении ситуация похожая. Стереотипы о том, что в доме культуры обязательно должна сидеть какая-нибудь бабуля и что-то делать, действительно есть. Но в организациях в последнее время стало больше молодежи. Как мне кажется, это стало довольно модно. Сейчас всё чаще появляются арт-площадки, где ребята занимаются вокалом, танцуют. Так что в целом стереотип считаю неоправданным: как минимум, половина работников культуры в моём окружении под общепринятое описание никак не подходит.

Время идёт, в культуре меняются тенденции. И, конечно, подходы к работе и репертуару тоже будут меняться. Например, в период пандемии мы делали много онлайн-концертов. В социальных сетях устраивали опрос, выбирали песни.

Рекомендации: каких исполнителей послушать

  • Weekend
  • Queen
  • Кино
  • Bruno Mars
  • Green Day
Автор: Вероника Кизима
Фото: Валерия Соломонова