О профессии, учениках и тетрадках

5 октября - Всемирный день учителя. Чтобы разобраться, как сейчас обстоят дела в педагогической среде и что думают учителя о своей профессии, мы решили посмотреть на тему с двух сторон. О том, каково это – работать в школе, мы спросили двух учительниц: одна из них только пришла в профессию, другая работает уже больше двадцати лет.

Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Стаж работы: 3 года

Решение стать учителем пришло в процессе обучения в университете. Наверное, окончательно я определилась, когда в первый раз пришла на практику. Мне понравилось вести уроки. Изначально я планировала быть журналистом, работать на радио, но обстоятельства сложились так, что я попала на филологический факультет. Он открывает широкие возможности, я могла вернуться к журналистике, но нашла себя в преподавании.

Свой первый урок в роли учителя запомню надолго: это был пятый класс, и первый урок мы разговаривали о книге, о том, зачем она нужна. Я невероятно волновалась, но дети, надеюсь, поняли меня. Перед занятием я задумывалась о том, как себя поставить. В силу моего возраста, мне кажется, от меня ждут какой-то лояльности, доброты и мягкости, но я решила, что сначала нужно "закрутить гайки", а потом уже постепенно их раскручивать. Так что я скорее строга со своими учениками.

В университете дают много полезной информации, но это очень сложно – вместить в сорок минут всё, что требуется по теории. Всё познается только на практике, непосредственно в классе.

Идеальный учитель для меня – ответственный, добрый и справедливый. Может быть, пока я не совсем такой педагог, но это моя цель.

Идеальный ученик в моем представлении – дисциплинированный, любознательный и старательный. Среди моих учеников много любознательных, которые задают массу вопросов. Иногда их интерес не касается темы и каких-либо вообще уроков. Обеспечить дисциплинированность – это, наверное, всё-таки задача учителя. Что касается старания – да, дети стараются показать все свои возможности, отличиться, сделать лучше, чем они могут – это радует.

Любимый момент в работе – когда объясняешь тему и видишь, что детям нравится. Например, недавно проходили произведение об осаде Киева. Я решила, что детям интересней наглядно это всё увидеть, и весь урок рисовала картинки на доске. Весь класс сидел "включённый", им было интересно, они постоянно задавали вопросы, всё время что-то перерисовывали. Самое нелюбимое в работе – повышать голос и стараться, чтобы они замолчали.
Всем друзьям, которые сейчас учатся в университете, и их специальности подходят для работы в школе, я рекомендую идти в педагогику, рассказываю, как это интересно, здорово с детьми работать. Это не однотипная, не монотонная работа, как может показаться со стороны.

Стереотипы об учителях меня не отпугивают. И от моих знакомых одного со мной возраста, работающих в школах, я пока негативных отзывов не слышала. Это же так интересно: когда работаешь с людьми, ты даёшь что-то им, а они дают что-то тебе.

Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Стаж работы: 25 лет

Мысль стать учителем появилась где-то в пятом классе. Но тогда возникла и дилемма, что я хочу преподавать: русский язык и литературу либо историю. Выбрала первый вариант, но до сих пор интерес ко второму предмету остаётся.

После окончания института пришлось заново учиться. Когда приходишь в школу, понятия не имеешь, как подать материал, как сделать так, чтобы было интересно, чтобы тебя слышали, как себя подать. Один учитель может весь урок провести на повышенных тонах, а другой может только взглядом показать, как нужно себя вести.

Ещё один момент, которому учишься только на практике – взаимоотношения с коллективом класса: можешь ли ты найти общий язык с детьми, заслужить доверие, но в то же время сохранить границу и остаться учителем, на определенной дистанции.
Помню свои первые уроки. Было очень сложно вести монолог в течение сорока минут. А ведь ещё надо, чтобы теоретический материал был интересен. Нужно уметь правильно брать голосовой режим, говорить не монотонно, чтобы удерживать внимание.

После института мне сразу достался выпускной класс – тогда это был десятый. Программа была очень серьёзная, но было интересно, потому что разница в возрасте между учениками и мной составляла пять лет.

Оглядываясь на годы работы, думаешь о профессии неоднозначно: денег мало, выгорание идет максимальное. Когда ты приходишь домой, тебе хочется тишины. Но я нашла плюсы в своем деле. Первый – то, что ты любишь свой предмет и видишь, что ученики тебя слушают. Второй – это выпускники, которые тебя помнят. Когда встречаешь их, слышишь тёплые слова и когда видишь, какими они становятся людьми, профессионалами, мамами, папами. Особенно последнее радует: я вспоминаю, как учила их маленькими, а сейчас они выступают в совершенно новом качестве – в роли родителей. Для этого и хочется работать.
Сегодня, встречаясь со своими выпускниками, я удивляюсь, что могу так душевно с ними общаться, что они меня помнят и любят. Ведь если для одних я была классным руководителем, то для других я была просто учителем-предметником, а это совершенно разные вещи.
Трудностей в профессии учителя много. Самое сложное – ситуации, когда нужно держать класс. И здесь для меня главное всегда оставаться на уровне, не повышать голос, ни в коем случае не обидеть ученика как человека. Я вообще не могу себе позволить обидных слов. Были в моей практике ситуации, когда кто-то из класса мог оскорбить, и вот здесь нужно оставаться на высоте, не дать ни жестом, ни словом ему повода. Бывает, что ученики прямо тебя не оскорбляют, но бросают вызов в дискуссии. Это сложно – не выйти из себя.
И здесь для меня главное всегда оставаться на уровне, не повышать голос, ни в коем случае не обидеть ученика как человека.
Стала бы я рекомендовать идти в эту профессию? Сложный вопрос. У меня две дочери, и обеим сказала "нет". При этом не могу точно ответить, почему. Всё-таки сказать, что профессия плохая, не могу. Я же проработала учителем много лет, люблю преподавать, тем более в старших классах. Там есть диалог, с ними можно говорить о жизни, особенно на уроках литературы.

Но всё же… Не хочу обидеть государство и общество, но место учителя в обществе ещё не на таком уровне, на котором я хотела бы его видеть. И в материальном плане, и в психологическом. Это полемика и дискуссия многих лет. Но мне, в общем-то, повезло. Я не могу сказать, что не получила данного к себе отношения со стороны учеников и выпускников.
Идеальный ученик для меня – имеющий свою точку зрения по какому-то вопросу, умеющий высказать её, умеющий со мной поспорить, но имеющий определенную теоретическую базу. Мне интересен такой ребёнок. Например, год назад ученик написал философское эссе о времени – и написал с точки зрения физики. Честно скажу, зачиталась, многое заставило задуматься. У идеального ученика я должна сама учиться чему-то. Это равный мне собеседник. Я стараюсь не говорить на уроках: "Садись, ты отвечаешь неправильно". Особенно на литературе – там невозможно понимать произведение неверно.

Идеальный учитель для меня – это конкретный человек, Будаева Лидия Александровна. Она работала в нашей школе учителем математики. Это педагог, умеющий всегда держать себя в руках, остающийся в здравом уме, умеющий находить баланс. Если мне нужен совет, спрашиваю у неё. Хотелось бы остаться таким же здравомыслящим, таким же корректным – это качество особенно достойно подражания – педагогом.
Автор: Вероника Кизима
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен