Первый альтернативный: взгляд из "Театра на Гагарина"

Как выглядит первый альтернативный театр Ставрополя изнутри, зачем репетировать ночью и выживет ли Джульетта? Мы побывали на репетиции "Театра на Гагарина" и поговорили с режиссером.
Небольшой полутемный зал в подвале школы. Проходишь мимо маленьких тхэквондистов и оказываешься в репетиционном зале. Пара школьных парт и ободранные стулья – все, кроме режиссерского кресла. Видимо, оставшееся с какого-то спектакля, оно напоминает: здесь все-таки театр. Часть реквизита находится здесь же – остальное при необходимости приносят из дома.

Эти люди приходят сюда вечером – в свободное от работы время. В воздухе царит атмосфера творчества, в то же время упорной работы и при этом напоминает дружеские посиделки.
Тамерлан Коченов, режиссер "Театра на Гагарина"
– Парадокс, но «Театр на Гагарина» в основном и не на Гагарина существует. ДК Гагарина – это обычная площадка, которую мы арендуем непосредственно для спектакля. У нас нет костюмерной, а репетиционная база находится здесь.

Сейчас мы ставим комедию «Джульетта выжила». Это Юлия Тупикина – современный автор. 2056 год, будущее…
Ироническая антиутопия «Джульетта выжила» рассказывает о будущем, где люди давно уже не выходят на улицу и работают, общаются и влюбляются по «Скайпу». В то же время мать главной героини, Джульетты, очень хочет внуков. Но как полюбить живого человека в онлайн-мире будущего? Классическая история о влюбленных Ромео и Джульетте рассказывается в новой форме.
В первую очередь при выборе материала для спектакля есть один ориентир – нравится это или нет, зацепило это или нет. В любом случае, каждая постановка - это мой ребенок. А какой ваш ребенок вам больше всего близок? Вряд ли найдется ответ. И вот здесь то же самое.

Над одним спектаклем можно работать по-разному. Есть два месяца, есть полгода. В зависимости от степени переработки материала, от количества участников. Бывали у нас постановки, где участвовали 35 человек. Сложность в основном в том, что это не наша основная работа. У актеров есть свои дела, и мы репетируем вечером.

Этот спектакль мы планируем представить в конце марта. Он камерный, здесь меньше людей задействовано.
Постоянной труппы у нас нет – есть постановки. И под конкретные проекты ищутся типажи, персонажи.

Когда я работаю над материалом, я изначально приблизительно предполагаю, кто это может быть.

Есть определенный актерский состав, который участвует почти во всех спектаклях.

Но все равно каждая роль подбирается под конкретного актера. И если среди постоянных артистов нужного мне типажа нет, я устраиваю кастинг.

В основном в театре играют профессиональные актеры, но бывают и исключения. Все они могут работать – на телевидении, например.

Именно из-за того, что это собрание энтузиастов, мы работаем только над тем, что нам интересно. Мы не ведем корпоративы, не работаем в популярных жанрах. Делаем только то, что считаем важным и творческим.
Со знакомыми артистами уже знаешь, как взаимодействовать. Ведь режиссер должен знать, как вывести актера на ту или иную эмоцию.

Кого-то нужно хвалить, кого-то ругать. Это зависит от человека. Самое главное – правильно поставить задачу. И если актер опытный, то он, в принципе, знает, как ее выполнить. Он знает, чего ему может не хватать, может помочь другим, предложить какое-то действие.

В Ставрополе есть только один театр – театр драмы. Все остальное – это театральные студии. А дальше зритель должен сам решать, куда ему идти.

Если привести человека в магазин и подойти к полке с шоколадом, они будут в разных обертках, с разными вкусами. И то, и другое шоколад, а вкусы разные. И каждому нравится свой. А вот какой вкус у «Театра на Гагарина» - нужно попробовать зрителю. А иначе получится так, что один попробует этот шоколад и скажет – очень вкусно, а второй придет, не оценит и решит, что это обман.

Долгое время в Ставрополе был один театр и фактически не было выбора. Это повлияло на зрителей. Чем больше театров, тем больше, насыщеннее жизнь города.

Естественно, у каждого театра есть зритель определенного возраста, с разными интересами.
Кто-то делает упор на комедии – это просто продаваемый жанр. Нам же интереснее брать социальную драму.
А вообще иногда кажется, что Ставрополю нужны только пивные точки – в городе они открываются значительно чаще, чем театры.

В Ставрополе театры не особо нужны ни зрителям, ни власти. У нас нет даже ТЮЗа, чтобы он формировал любовь к театру, к искусству в целом.

Какое будущее у ставропольского театра? Я не знаю. Мы постановками делаем все, что в наших силах. А будет театр жить или нет – выбор самих зрителей.

Автор: Вероника Кизима
Фото: Тамара Гадомская
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен