Почему стендап напоминает психотерапию?
Рассказывает Мурат Эркенов

Чем связаны между собой комедия, психотерапия и волонтерство? Жив ли в Ставрополе региональный стендап? И куда идти, если хочешь заняться комедией?

О важном в мире юмора Афише АТВ рассказал финалист Высшей лиги КВН, финалист Comedy Баттл, дважды победитель шоу "Русские не смеются" на телеканале СТС, автор проекта Shootit comedy Мурат Эркенов.

Мурат Эркенов

– Я занимаюсь стендапом 5 лет. Из них 3 года в Москве. Я каждый день ходил на 2- 3 выступления ( в целом, более 1000 выходов). Это были открытые микрофоны, стендапы, большие разгоны, выступления для 5 пьяных людей и тд. Я смотрел за организацией, проведением, сбором людей, афишей, SММ.
- Насколько развит стендап в Ставрополе?

– В регионах эта сфера развита очень плохо. В городах-миллионниках, конечно, лучше.

Оценивать качество можно, как минимум, по частоте проведения. Мы сейчас выходим на 4 мероприятия в неделю. В Москве 4 мероприятия в день. Согласитесь, разница ощутимая. Концерты происходят в разных заведениях, в клубах, форматах.

Вход на наши стендапы бесплатный. Исключением являются только благотворительные концерты: все собранные на них деньги мы жертвуем на помощь. У нас есть Илюша Смайлик, Ада Кешишянц, Савва, Руслан, Ярик, мальчик, у которого нет ушек, и всем мы помогаем. Кому-то финансово, кому-то информационно – в общем, как можем. Все остальные мероприятия у нас бесплатные. Потому что я считаю, что искусство должно быть доступным.

Даже если вы привозите комиков, по возможности, не нужно ставить плату за вход. Можно договориться с заведением, чтобы они часть оплатили концерт, или партнеры, спонсоры. Вот таким образом нужно зарабатывать деньги, а не с платного входа. Если вам говорят, что вся оплата за вход пойдет на дальнейшую рекламу – это обман.

Приведу пример: в Москве на концерты Руслана Белого, Нурлана Сабурова, Щербакова и прочих комиков в клубах самый дорогой билет стоит 500 рублей. Но вы же понимаете, кто они такие. И тут же у нас ноунеймы ставят стоимость 300 рублей за вход.


- На какие темы модно шутить и какие темы под запретом в нашем регионе?

– Лично я позволяю шутить себе на любые темы. Вопрос в том, как вы воспринимаете, и как я подаю шутку. Понятно, что у нас есть зажатые люди, не позволяющие над собой смеяться. Но у меня было немало концертов, сольников, был разный контингент – и ни разу ко мне никто не подошел жаловаться. Наоборот, благодарят. Все же зависит от подачи.

На какие темы модно шутить? Есть просто вечные темы: отношения, мальчики про девочек, девочки про мальчиков, дети, геи, новости и все такое.

Тут понимаете, в чем причина: у нас очень незрелое общество в плане восприятия стендапа как жанра. Согласитесь: что один на один будет смешно, в обществе покажется стыдным. В разных обстоятельствах разное восприятие. А на самом деле надо быть проще.

Я стараюсь делать так, чтобы через 20 минут после начала мероприятия все расслабились. Мне говорят, что в итоге атмосфера такая, что хочется снять штаны, прилечь и закурить. Потому что чем более откровенный разговор между артистом и зрителем, тем лучше.

Поэтому, возвращаясь к темам, могу сказать: у меня нет предела. Зрителя просто надо воспитывать.

Черного списка, как такового тоже нет. Есть избитые темы.

- Поэтому концерты 18+?

- Да нет. На самом деле мы даже особо не материмся. То есть мат должен быть очень сильно оправдан, должен быть пиком. То есть для того, чтобы испытать весь спектр эмоций. А если через слово использовать мат, то выше уже не потянешь. Это то же самое, если все время орать. А если говорить об интимных темах, ребенок все равно не поймет. Тут 18+ скорей из тех соображений, что ребенку просто там делать нечего. У нас был ребенок 14 лет, я спросил у него, понял ли он что-то. Тот ответил, что нет.
- Какой портрет местных комиков?

– Сейчас есть те, кто занимается стендапом на постоянной основе. Это и операторы, и студенты, и кальянщики. Несмотря на наличие постоянной работы, все они стараются регулярно посещать концерты. Самому взрослому комику было 43, а самому молодому 21.

- Как они начинают карьеру?

– Кто-то играл в КВН, кто-то пришел на концерт и загорелся этим. Кто-то возвращается после неудачного кастинга. Многие люди же думают, что день позанимался, на следующий день кастинг, а послезавтра ты уже звезда и рубишь деньги. А так, в основном, приходят из зала.

- Как прокачивать себя в стендапе, чтобы не перегореть?

– У нас сейчас работает школа стендапа, потому что есть необходимость. Встречаемся 3-4 раза в неделю, делаем упражнения, работаем по написанному материалу, делаем мини-концерты. Им «прилетает», конечно. Теория-практика, теория-практика, как везде.

Есть очень много литературы по стендапу. Посоветую книгу "Библия комедии. Stand Up" Джуди Картер.

- Как не терять тему, когда вроде бы обо всем сказано?

– Есть простая вещь. Все шутки уже сказаны и они еще не раз будут сказаны. Разница в том, как они говорятся.

Очень важную фразу в свое время сказал бывший редактор Высшей лиги Андрей Чивурин: "В юморе было все, но не было конкретно тебя".

Про все пошутили давным-давно много раз. А ты шути, как сам считаешь нужным.

- Вы по образованию врач-психиатр. Есть в этом какая-то связь с тем, чем вы занимаетесь?

– Конечно, я веду свадьбы, корпоративы (шутка).

Непосредственная связь. Ты же все равно давишь на струны головного мозга. Все происходит через восприятие личного.

Если бы вы не знали меня, восприятие было бы другим при случайной встрече.

Профессия помогает найти контакт и подход. Пока человеку страшно или некомфортно, он не будет смеяться. Вот для этого и существует психология взаимоотношений людей.

Стендап – это своего рода терапия, лучший психолог. По канонам стендапа комик должен рассказывать о своей проблеме, проблемах людей. Комик говорит о том, о чем стесняются другие, либо боятся. В этом и основной принцип психологии стендапа.
Приведем пример. Если у пары есть проблема в постели, необходимо пойти к сексологу. Допустим, вы не чувствуете друг друга с женой. Но решиться поднять эту тему может не каждая пара.
Через эту боль можно рассказать шутку. Наверняка в зале очень многие сталкиваются с этим. Я часто говорю: "Поаплодируйте мужчины, которые при каждом половом акте получают оргазм", – хлопают все. "Девушки, поаплодируйте теперь вы, если каждый раз испытываете то же самое",– все гораздо хуже.

То есть когда приходят пары, они в шоке. Мужики же главные, такие все из себя уверенные. А девушки: "Ну Серёж, ну не так все". А Сережа в шоке.

Смех смехом, а не раз после подобного мне пишут, что тема стала открытой и ее решили.

А ведь изначально проблема в том, что люди просто не могут откровенно поговорить.
- Стендап - полноценная профессия?

– Совершенно верно. Я заставляю анализировать и искать проблему. Потому что надо вытаскивать талант из себя. Вот опять же, возвращаясь к незрелости жанра. Все думаю ха-ха, хи-хи, пошутил 2 минуты и ушел. А это очень сложно, особенно когда рассказываешь про свою боль. У каждого комика, с которым я работал, есть тема, на которую он не может шутить, хотя это надо делать.

У нас есть парень, который пробовал себя во многом и наконец-таки себя нашел. Его больная тема – разрыв семилетних отношений. Другой с женой развелся, потому что долгое время у нее был другой мужчина. Там же будет целый багаж историй и эмоций, искренности! А у них барьер. И вот нам необходимо научить его переступать. Это и превращается в комедию.

- Как не превратить эту боль в нытье перед публикой?

– Нытиков вообще не любят. Когда начинаешь ныть, это не вызывает смех. Ты все увидишь по реакции публики. Нужно правильно определять позицию твоего отношения к ситуации.

Стендап – анализ проблемы, который включает в себя и отношение к этой проблеме. Но именно комедийная перспектива должна быть правильной. Нельзя говорить: "Курить плохо". Тебе скажут: "Ну да". Но нового ты ничего не открыл. К тому же, это моралистика. А мораль и нытье не любят больше всего.

Еще один выход – посмеяться над тем, что ты нытик.

Правильный выбор своего отношения к проблеме – смех и самоирония.
Если тебя назвали проституткой, не обижайся и заломи цену.
- Почему вы решили работать над стендапом в Ставрополе, если в Москве были большие перспективы?

– В Москве можно развиваться и есть люди, с которыми можно начать что-то двигать, но возникает вопрос, чего я хочу сам. Для меня очень важно развивать наш регион и в стендапе, и с точки зрения благотворительности. Я помогаю сейчас трем организациям своей медийностью.

У меня есть возможность, я помогаю.
- Говорить о том, что не помогает правительство, у меня нет времени. Можно сидеть и возмущаться, а можно начать что-то делать самому. Все наши мероприятия отсылаются к волонтерству.

Что касается того, почему именно Ставрополь. Есть две позиции: или ты занимаешься развитием самого себя, сваливая в столицу в поисках счастливой жизни, либо ты занимаешься развитием себя и попутно развиваешь жанр в регионе.

Мало кто развивает молодых. Мы стараемся всем помогать. Проблема регионов в том, что многие люди не хотят работать. У нас есть фотопроект, в котором любой молодой фотограф может прийти на наше мероприятие, показать себя в фоторепортаже. Если нас зацепят работы, мы продолжим сотрудничество.

Когда сын спросит, что я сделал, а я отвечу: "Людей смешу". И толку от этого? Меня учил папа, что нужно сделать мир лучше, оставить после себя что-то важное.

У всех оправдание: "Я всего лишь человек".
Автор: Карина Рубан

Можно ли зарабатывать на юморе? Как стать смешным? Умеют ли ставропольцы шутить? И, в конце-концов, что сложнее и важнее - КВН или стендап? Мы поговорили с двумя комиками - и получили очень разные ответы. Скажем сразу: наши герои не знали, что их слова попадут в один материал.