Нужны ли Ставрополю исторические здания?

Мы уже рассказывали о судьбе исторических зданий Ставрополя в рамках проекта "Лицо города". Многие из них сегодня находятся в полуразрушенном состоянии и порой создается ощущение, что они и вовсе никому не нужны. Почему же так получается? Попробовали разобраться.

Почему не восстанавливают исторические здания?

Отвечают за культурно-исторические объекты Управление Ставропольского края по сохранению и госохране объектов культурного наследия. Оно следит за ходом работ на таких зданиях, защищает их от сноса, отвечает за реставрацию памятников истории и архитектуры.

Тем не менее, далеко не все исторические здания признаны объектами культурно-исторического наследия и защищаются государством. Для того, чтобы получить этот статус, нужно либо представлять интерес для истории, либо обладать особой архитектурной значимостью. Кроме того, сам процесс выявления объектов довольно непрост. К примеру, не считается объектом культурного наследия так называемая мельница Гулиева в Ставрополе.

Здание по адресу: улица Апанасенковская, 12, известна горожанам как мельница Гулиева. Кому сейчас принадлежит сооружение? Могут ли его снести или, наоборот, восстановить? Читайте в материале.
Получается, что многие здания, которые дополняют общий облик исторической части города, под охраной не находятся. И спасать их могут только сами владельцы.
Почему не восстанавливают объекты культурного наследия?
Обратимся к проблемам зданий, ценность которых все же признали. Почему среди сооружений, находящихся под охраной государства, можно встретить заброшенные и полуразрушенные здания?

В краевом управлении по сохранению и госохране объектов культурного наследия объяснили: проблема сохранения исторического наследия прежде всего в финансировании. Средства на реконструкцию и поддержание состояния памятников архи­тектуры выделяются в рамках федеральных и региональных целевых про­грамм. Но они, к сожалению, не могут обеспечить поддержание всех объектов в идеальном состоянии.

Нужно понимать, что на реставрацию одного здания иногда нужны десятки миллионов рублей. При распределении средств краевого бюджета приоритет отдается другим социальным проблемам и объектам. Тем не менее, некоторые объекты получают шанс на обновление. К слову, в этом году выделили деньги на восстановление памятников Великой Отечественной войны. Новую жизнь вскоре получит здание театра кукол на проспекте Октябрьской революции в Ставрополе.

Государственных средств на все объекты не хватает. А значит, надеяться приходится на частных инвесторов. Но простым жильцам это, как правило, не по карману. Нужен крупный арендатор. А они зачастую не готовы исполнить все обязательства и действовать в рамках, заданных государством. Примером неудачных отношений с инвестором может служить история ставропольского «дома с привидениями» (Комсомольская, 100).

В 2016 году здание на Комсомольской, 100 взяли в аренду с обещанием его отреставрировать. Условия инвестор не выполнил, и теперь зданию вновь остается ждать своего часа. О судьбе дома читайте в материале.
Почему же инвесторы не горят желанием браться за уникальные объекты? Причин несколько. Во-первых, восстанавливать такие здания дорого. Во-вторых, реставрация должна проходить строго по заданию. Заниматься реставрацией могут только квалифицированные специалисты. Столь строгие требования и отталкивают возможных арендаторов.

Еще один случай – когда владельцы здания не выполняют требования. Примером может стать здание на улице Михаила Морозова. Когда-то оно было построено как мужская классическая гимназия. В этом качестве и вошло в список объектов культурного наследия федерального значения. Сейчас собственником здания является Северо-Кавказское территориальное управление имуще­ственных отношений Министерства обороны РФ. В конце 2019 года владелец здания получил задание на проведение работ по сохранению здания. Они были запланированы, но часть сооружения до сих пор остается в полузаброшенном состоянии. О судьбе здания рассказали в материале "От первой на Кавказе до полузаброшенного состояния: история здания гимназии".
Сложнее ситуация с жилыми домами, которые попали под охрану государства. У них есть собственники – жители, которые зачастую могут даже не знать, что живут в объекте культурного наследия. Порой жильцы не в состоянии оплатить дорогую реставрацию. Сделать же простой ремонт в историческом здании запрещено по закону. Вот и получается, что дома продолжают ветшать.

Можно ли помочь сохранить исторические здания?
Прежде всего, от сноса здания спасает особый статус. Получить его, однако, не так просто. В управлении по сохранению и госохране объектов культурного наследия отмечают: хоть оно и охраняет ценные здания, выявлять их специалисты управления не могут. Если вы считаете, что здание должно быть включено в реестр объектов культурного наследия, вы можете обратиться в управление, описав объект недвижимости, рассказав о его истории и возможной ценности. Например, сейчас управление вместе с городской администрацией работает над признанием объектом культурного наследия мельницы Гулиева.
Все здания поставить под охрану не получится (тем более, это не всегда дает шанс на обновление). Поэтому в городах набирают обороты общественные движения. Например, в прошлом году в Ставрополе прошел "Том Сойер Фест". Вдохновившись опытом волонтеров из разных городов России, ставропольцы отремонтировали исторический дом на улице Ленина, 165.

Подобный фестиваль проходит и в Пятигорске. Так что проявить гражданскую инициативу может каждый.
Зачем городу историческая застройка?
Когда мы готовили материалы проекта, нам несколько раз задавали вопрос: "Так если здания разрушаются, а восстанавливать их непросто, зачем вообще бороться за их сохранение? Ведь можно построить новые!".

Попробуем объяснить (в том числе и для себя), почему же так важно сохранять исторические кварталы.
Прежде всего, в архитектуре кроется история города, страны и людей. Ставрополь – город-крепость, город купцов и промышленников, город, переживший оккупацию. Каждый период запечатлелся в архитектуре. Так что не всегда нужно заглядывать в книги краеведов, чтобы узнать свою историю.

Здесь можно было бы возразить – ведь зачастую здания восстанавливаются почти с нуля и в реставрированном варианте остается разве что исторический фасад.

Есть такое понятие – парадокс корабля Тесея. Суть его в следующем: если части целого по одной заменять на новые, будет ли это то же самое целое, когда все части будут заменены? В какой момент оригинал перестает представлять ценность и есть ли смысл в таком воссоздании?
Иными словами: когда восстановят Собор Парижской богоматери после пожара, будет ли он до сих пор иметь историческую ценность?

Скорее всего, пока здание будет иметь прежний смысл, оно будет оставаться культурной ценностью. Архитектурный облик будет воспитывать вкус горожан с самого детства, оригинальная квартальная застройка будет привлекать туристов, а колоритные здания будут вдохновлять предпринимателей на открытие концептуальных мест.

В истории сохраняется смысл города (кстати, о смыслах Ставрополя можно прочитать здесь). Так, дворы старой застройки до сих пор рассказывают историю города маленьких тропинок, которые соединяли все дворы. По ним горожане ходили в гости, а большие дороги существовали только для лошадей.
Улица, развивавшаяся несколько столетий, с разнообразием архитектурных стилей нескольких эпох и творений рук истинных мастеров, гораздо привлекательнее монотонных офисных зданий или жилых комплексов с домами-близнецами.
"Психология города", Пол Кидуэлл
О судьбе нескольких исторических зданий

Здание, в котором формировались отряды Красной Армии

Построили здание во второй половине XIX века. Архитектор неизвестен, но некоторые источники считают, что это мог быть Александр Берштейн. В 1918 году в этом здании формировались отряды Красной Армии. Здание, расположенное по адресу: улица Ленина, 298, признано объектом культурного наследия регионального значения. Оно поставлено на государственную охрану в 1981 году. В сентябре 2019 года было выдано разрешение на производство работ по реставрации и приспособлению к современному использованию дома. Заказчиком работ является ООО «СК «Эвилин».

Бывшая гостиница "Варшава"

Каменный дом находился на краю Казанской площади (сейчас это улица Казачья в районе Нижнего рынка). Принадлежал он предпринимателю Исидору Абашину, из-за чего в народе именовался «абашинским».С 1886 года здесь обосновалась гостиница «Варшава». Это была гостиница с номерами люкс, банкетными залами, комнатами, где давали выступления заезжие артисты. С 1912 года дом перешел во владение к сыну Абашина, который со двора сделал пристройку к дому.

В советское время гостиница «Варшава» продолжала принимать гостей. В период временной оккупации города немецкими войсками в здании разместилась немецкая часть. При от­ступлении строение сожгли, а после восстановле­ния его приспособили под швейную фабрику. Затем здание отдали под супермаркет. Со временем его фасад закрыли баннерами и металлопрофилем. Сейчас существование здания под вопросом.

ЛИЦО ГОРОДА: ПРОЕКТ О ГОРОДСКИХ ФАСАДАХ

Материал написан в рамках проекта "Лицо города". Об украшениях города и его проблемах, об истории и современном облике, о разнообразии архитектурных стилей, оставивших свой след на улицах, и идентичности – в этом проекте мы собираем все материалы о городских фасадах Ставрополя.
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен