15 августа 2024, 15:33 Обновлено: 21 сентября 2024, 13:15 Автор: Анастасия Смазнова

Пояснила за литру: филолог из Ставрополя с тысячами подписчиков рассказала о себе и своем литературном паблике

О конспектах для ЕГЭ, которые превратились в сообщество, о том, как полюбить литературу, если не любишь читать, и многом другом – в интервью с Ксенией Олефиренко
Пояснила за литру: филолог из Ставрополя с тысячами подписчиков рассказала о себе и своем литературном паблике
Фото: из архива Ксении Олефиренко / арт-пространство "Кислород"
1280
713
true
713
713
true
950
713
true
1267
713
true

«Филология — это когда ты прочел пять книг про штуковину, семнадцать статей про штуковину, твой преподаватель занимался ею полжизни, ты написал свою штуковину про штуковину, работал над этим месяц, продолжил изучать штуковину, но ты до сих пор не понимаешь, что это за штуковина».

Это слова филолога из Ставрополя Ксении Олефиренко – человека, который помогает школьникам, студентам и не только полюбить литературу и разобраться в ней. Девушка ведет тематический паблик «ксюня, поясни за литру» во ВКонтакте, проводит курсы и лекции по литературе (в том числе онлайн-лекции для жителей разных городов).

Фото: из архива Ксении Олефиренко
Фото: из архива Ксении Олефиренко

На сообщество подписаны больше 79 тысяч читателей. По словам Ксении, большая часть подписчиков – не ставропольцы: на лекции в Ставрополе собираются только тридцать-сорок человек.

Как через свое желание стать журналистом и мамин план отправить дочь на юридический факультет получилось прийти к филологии, как связаны искусство и эмпатия, о способах полюбить книги, если вы аудиал или визуал, о клиповом мышлении и перспективах современных писателей – об этом и многом другом рассказала Ксения в интервью редакции АТВмедиа. 

План «Э»

– Почему вы решили стать филологом?

– Филология была даже не планом «Б», а планом «Э». Ладно, давайте ближе подберемся к началу алфавита, чтобы лишний раз филологов не дискредитировать, планом «Ы», да простит меня Пушкин. Так вот, план «А». Большую часть сознательного возраста завлекала как раз-таки журналистика, в частности, социально-политическая направленность, и мечта создавать нечто в стиле Майкла Мура или Вернера Херцога.

Подростком я писала магнум опусы во все печатные издания города, имеющие несчастье указать на сайте свой e-mail адрес. Тексты великолепны, думалось мне, в одном лице матери русской демократии и гению русской мысли. Еще безумнее было то, что их печатали. Так же, как обычно и печатают социально-политические статьи в этом мире – сократив шесть листов в два абзаца и полностью исказив мысль автора. «Наша молодежь», «Ставропольская правда» и еще какой-то новостной портал. На счастье (или на беду) российской журналистики, сейчас подростки просто ведут свой телеграм-канал.

Мама грезила, что я буду следователем. С этим тоже связана история: в 2017 или 2016 году я выиграла краевой конкурс эссе «Почему я хочу быть следователем», включив туда цитаты из фанфиков по «Ганнибалу», потому что это «Ганнибал» это собственно все, что я знала о том, что делают следователи. Мне выдали диплом в позолоченной рамке в Следственном комитете Ставропольского края. Про фанфики, естественно, никто не знал, все думали, что бесконечное хихиканье от радости победы.

Это был единственный из всех моих дипломов, который мама поставила на полку. Целая папка дипломов и грамот за публикации в руку толщиной её абсолютно не волновала. На родительском собрании она своей рукой вписала в список предметов для ЕГЭ «История», чтобы подать за меня документы на юридический факультет. Как хорошо, что у меня есть руки! Эти руки случайно слово «история» зачеркнули, чтобы их обладателя в юридический точно не взяли.

Я готовилась к ЕГЭ сама и молилась Пушкину (буквально), обещая, что если хорошо сдам литературу, то принесу к памятнику огромный букет. Саша не подвел, и литературу я сдала на 86 баллов. Когда открыла программу, изучение пантеона античных богов внезапно звучало намного интереснее, чем строение радиостанции. Прошло шесть лет, и я не жалею о своем решении.

Про домовенка Кузю и связь искусства с эмпатией

– Интерес к чтению у вас был с самого детства или развился к более осознанному возрасту, когда вы уже выбрали путь и начали целенаправленно изучать литературу?

– Как любой нормальный ребенок, читать я ненавидела. У мамы одноклассницы был свой книжный магазин, она и говорит: «Ну выбери хоть что-нибудь, что тебе хотя бы капельку нравится». Больше часа там ходила, вынула из всех души и наконец-то выбрала. «Приключения Домовенка Кузи» из-за смешных картинок, и Кузя победил. Приходилось себя пересиливать, чтобы узнать, что значат иллюстрации в контексте книги. Ирония судьбы: ученица из последнего выпуска подарила вязаного домовенка, лекция про домовых ей больше всего запомнилась. Сидит теперь этот вязаный Кузя у меня дома. Жизнь сделала круг.

Изучение художественной литературы сначала виделось только развлечением или побочным продуктом от изучения научной литературы. Когда я стала старше, хотелось целостно видеть каждую эпоху и понимать, как социально-политическая обстановка в странах видоизменялась, и без попутного изучения искусства история развития человечества органично не выстраивалась. Ведь Герцен – человек искусства, но он и революционер. Достоевский, Белинский, Маяковский, Наполеон, Леннон, Сталин, Ногаролла, Фридан, Черета, да даже Гитлер – все они элементы политической жизни страны, но и авторы. Литература не существует сама по себе, как отдельный объект. Литература — это продукт автора, создателя. Создатель находится в исторической среде. Историческая среда влияет на то, что он будет создавать. То, что он создаёт, может быть рефлексией какого-то исторического процесса или события, критикой, взглядом, попыткой бегства, изоляцией, борьбой. Так что литературу я целенаправленно не изучала. Я изучала мир. А потом пришла мысль – ведь Бог тоже автор, и Библия тоже в каком-то смысле литература.

Постепенно искусство стало единственным, что имело значение. Я спрашивала себя: «Разве первым, что сделал первобытный человек после того, как очаг погас и все мясо было съедено, не был рисунок на стенах пещеры кусочком угля? Но почему?». Нужно было понять суть искусства. Это не давало мне покоя.

Антропологи считают, что то, что отличает человека от остальных представителей животного мира – это эмпатия. Если ты сломал ногу в каменном веке, ты обречен. Племя будет двигаться дальше, и ты просто не сможешь выжить – ты не дойдешь до водопоя и не сможешь защититься от диких зверей. Или как-то добывать пищу. Когда кто-то наконец прервал эту жестокость и проявил сострадание к ближнему, тогда и родился Человек (мы не знаем пол великого эмпата, так что это вполне могла быть и женщина). Первые конструкции, созданные для помощи в передвижении раненому члену племени тоже можно в каком-то смысле считать искусством. Понятие «гуманитарные» науки происходит от humanus — человеческий. То, что делает нас людьми. Эмпатия – основа гуманитарных наук. Основа искусства. Когда племена придумывали первые мифы, вся суть была в сопереживании героям. Прогресс запустила не только лень, но и любовь.

Давайте проще: точные и естественные науки определенно могут направить вас на Марс, но именно от гуманитарного образования поколения зависит, превратится ли все это в итоге в колонизаторскую бойню и будущую космическую гонку, или станет шансом человечества на всеобщее перемирие и совместную работу над освоением тайн вселенной. Это понимание меня ошарашило. Как будто тебе в один момент открывается Божественный замысел. Пути назад больше не было. Этот процесс изменения моего восприятия роли искусства в человеческой цивилизации тоже одна из причин, почему я в итоге выбрала филологию. Только понимаю я это, пожалуй, лишь сейчас. Да и самые злые люди в моей жизни обычно не очень любили читать.

Почему появился паблик «ксюня, поясни за литру» и как он спас леса Сибири

– Как развивалось ваше сообщество? Концепция изначально была такой или вы ее меняли со временем? Планируются ли еще какие-то перемены в будущем или вы нашли свой формат, и это окончательно?

– Когда вы готовитесь к экзаменам, то все время записываете всякие интересности в тетрадочку. Тетрадочек у меня было критично много, и чтобы прервать порочный круг растраты ресурсов нашей единственной обитаемой планеты (для одной пачки из 500 листов понадобится больше шести килограмм древесины, представляете?) заметки я переместила на страничку ВКонтакте. Спасибо за возможность спасти от меня леса, ВКонтакте. За все шесть лет блогерства наберется больше двадцати тысяч заметочек – это же увесистая часть лесов Сибири (честно, я не графоман).

Фото: freepik.com

Логично, что если ты создаешь материалы для себя, то они будут актуальны в той же социальной среде, в которой ты находишься, и другим людям, которые тоже нуждаются в материалах для подготовки и разделяют с тобой те же эмоции, грубо говоря, не очень позитивные. Вы в одной лодке, и вас всех ждет ЕГЭ. А у меня было (и есть) много друзей, вынужденных сдавать литературу. Ты в безвыходной ситуации: даже если следующие четыре года потратишь за тем, что будешь вышивать бисером балетные пачки, университет без ЕГЭ по литературе не принимает.

Мы все объединились, и я начала писать исключительно для друзей и подружек. Вот и появилась концепция проекта «ксюня, поясни за литру». Стиль написания постов (мемы, отсутствие больших букв, ошибки в грамматике и пунктуации) и само фамильярное название подразумевают, что о литературе рассказывают, как друзья в личных сообщениях (как это изначально часто и было).

Если посмотреть на первые записи, стиль все-таки очень изменился, потому что я просто-напросто выросла, хотя сознательно стиль никогда не меняла. В пять лет ты рассказываешь так, как ты видишь и чувствуешь в пять лет. В восемнадцать – как ты видишь и чувствуешь в восемнадцать. А в двадцать три ты несколько раз переписываешь старый текст и думаешь: «Да какой дурак это писал? Ох, это же я!».

– Кто ваша целевая аудитория, люди какого возраста в среднем подписаны на ваш паблик, посещают ваши мероприятия?

– Аудитория стареет вместе с автором. Вот почему всем надо перечитывать Пушкина ближе к тридцати. Когда мне было восемнадцать, основным читателям было от шестнадцати до восемнадцати. Сейчас же большая часть подписчиков или мои ровесники, или старше меня, а у несовершеннолетних есть свои блогеры и паблики, где им веселее.

Загибаем пальцы… В основном собираются уже упомянутые дизайнеры, художники, фотографы, режиссеры, хореографы и прочие безработные (шучу). Если же человек просто читает тексты за чашечкой чая и далек от всего творческого – я его тоже бесконечно люблю и уважаю. Не будет счастья в стране, где написание поэм занятие более престижное, чем растить хлеб.

Давным-давно все очень хотели общаться, а мне хотелось писать не только о литературе, а просто кидаться шутками и делиться историями из жизни с ребятами, с которыми у нас на эту жизнь схожие взгляды.

В настоящее творческое сообщество мы смогли объединиться благодаря второму паблику о всякой всячине, ответвлении от «литры». Он назывался «убери меч», оттуда пошли сходки подписчиков по городам, чаты, дискорд-сервера (сейчас мы правда там не сидим), куча мемов, идея публиковать информацию о проектах подписчиков. Там собралась какая-то часть хороших блогеров, тоже писавших про искусство, что переросло во взаимные репосты и общение. 

– Расскажите, как проходят тематические встречи с вашими подписчиками?

– В Москве и Питере тематические встречи проще провести, там и интересных мест больше, и музеев, и клубов, и арт-площадок. Очень долго в Ставрополе сама я ничего не проводила, обычно помогала своим друзьям с их идеями. 

Ситуацию кардинально изменило открытие арт-пространства «Кислород». Моя подруга Диана Ямкова пришла и сказала, что теперь работает там, и что администрация будет рада видеть и лекции о литературе, и открытые микрофоны, и свопы, и всякие прочие творческие ужасы. Мне еще не исполнилось двадцать, счастью не было предела. Мы повалили туда. На первой лекции (о «языке цветов» в русской классической литературе) пришлось из помещения «Кислорода» перейти в конференц-зал Лермонтовки, потому что народа было слишком много. Вся аудитория тогда – это старшеклассники и студенты, у которых наконец-то появилось место культурно собраться.

В городе постепенно начала расти сеть арт-площадок, и только тогда потихонечку начали собираться люди, с которыми можно было поговорить про искусство. Я сделала «Школу классики» на базе «Кислорода», где мы обсуждали тексты русской классической литературы, а всё, что было не про отечественное, обычно обсуждалось на встречах моего объединения для школьников в ДДТ «Стиль эпохи». Тогда это был больше книжный клуб, чем курсы, потому что разница в возрасте с участниками у меня была минимальная, да и уровень опыта, как мне казалось, не позволял проводить полноценные занятия.

Большая часть моих подписчиков всё еще не в Ставрополе. На лекции здесь собираются тридцать-сорок человек, что в рамках паблика в 79 тысяч подписчиков слишком мало, даже если они собираются стабильно и с большим удовольствием.

– Как вы считаете, наличие творческих объединений, пабликов помогает полюбить литературу и начать разбираться в ней больше?

– Скажу так: каждый год мне пишут «Из-за тебя я пошл_а на филологию». И не только мне – а большинству арт-блогеров, которых я знаю. Какое еще доказательство нужно?

Фото: из архива Ксении Олефиренко / арт-пространство "Кислород"
Фото: из архива Ксении Олефиренко / арт-пространство "Кислород"
Фото: из архива Ксении Олефиренко / арт-пространство "Кислород"

Молодежь не любит читать – миф? И как полюбить книги, если вы визуал или аудиал

– Согласны ли вы с тем, что сейчас молодые люди и в целом общество очень мало времени уделяет чтению, что оно теряет свою популярность? 

Вопрос тем, кто придерживается такого мнения: а эти молодые люди с нами сейчас в одной комнате? Согласно статистике ВЦИОМ за 2023 год, в России за последние 10 лет на 10 % выросла популярность чтения книг (57% населения постоянно читали книжки в 2023 г.). То есть, каждый второй житель или жительница России читает книжки. А больше всего читает молодежь 18-24 лет (83% от всех опрошенных этой возрастной категории читают художественную/научную/ и т.д. литературу). Мое поколение одно из самых читающих за всю историю России. Это факт.

Книги покупает 65% процентов населения от 18 до 25 лет, в то время как людей постарше, покупающих книжки, примерно 17%. Издательства даже начали приглашать современных художников, на которых молодежь подписана, чтобы обновлять обложки текстов русской классической литературы под главных покупателей. 

Самый прибыльный жанр на книжном рынке России сейчас – янгл адалт, книжки для подростков. То, что чей-то внук не хочет читать про то, как крестьянин утопил милую собачку, не значит, что он ничего совсем читать не хочет. Честно говоря, я понимаю, почему ужастики про Фредди Фазбера интереснее тех же басен Крылова. Эти басни, например, были написаны для взрослых, оппозиционно настроенных тёть и дядь, которые не могли открыто выступать против правительства, если не хотели остаться за решёткой или на каторге. Басня «Кот и повар» – об отечественной войне 1812 года. И содержит в себе критику нерешительных действий императора Александра I, его попыток остановить начинающуюся войну уже после перехода французских войск через Неман. Русская классическая литература писалась не для детей. Поэтому нужно подбирать для чтения те книжки, которые будут интересны именно детям, и пересилить себя, если они выбирают вместо сказок Пушкина детективы про Мейзи Хитчинс. Нужно только начать, и тогда до Пушкина они тоже однажды дойдут.

Нельзя отрицать, что меняется и формат, в котором молодежи удобнее получать информацию: бумажные книги покупают чаще для коллекции или прямой работы с текстом (подчеркивания, заметки и т.д.). Гораздо выгоднее скачать пиратскую версию или пользоваться официальными приложениями для чтения. Согласно результату опроса аналитического центра НАФИ за 2023 год, 68% россиян читают электронные книги, и это как раз опять преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет (73%). Аудитория приложения ЛитРес начитывает двадцать миллионов пользователей – не очень ли много для такого непопулярного занятия, как чтение?

Приложения еще выигрывают и по наполняемости информацией. В «Живых страницах» например, помимо текста «Войны и мира» есть еще карта, где отмечены все движения героев и упомянутых в книге армий; расписана система персонажей; сопоставлены по хронологии вымышленные и реальные исторические события; есть цветовое кодирование «мирных» и «военных» глав; да даже экскурсия по упомянутым местам с аудиогидом. Звучит намного интереснее и удобнее, чем «Война и мир» в твердом переплете.

– Нужно ли читать книги абсолютно всем или можно обойтись без этого, компенсировать чем-то другим? Если человек уверен, что не любит читать, стоит ли ему заставлять себя, искать способы полюбить?

 – Есть три канала восприятия, и логично, что есть люди, у которых преобладает какой-то конкретный: аудиалы (те, кто получает основную информацию через слух); кинестетики (воспринимают окружающий мир через тактильные ощущения, обоняние и осязание, а также посредством движения) или визуалы (люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения).

  • Визуалы: представляйте образы из книги, пока читаете; обращайте внимание на слова со значением цвета и запаха; гуглите иллюстрации (вы будете запоминать изображённые ситуации и визуальные ассоциации, это сработает, как триггер); смотрите экранизации.
  • Аудиалы, ваш выбор — это подкасты и аудиокниги. Можно слушать мюзиклы, вдохновленные книгами, или искать в музыкальных альбомах любимых исполнителей литературные отсылки. Или можно играть в театр дома и читать вслух по ролям.
  • Кинестетики: бумажные книжки – ваш выбор. Всё, что можно потрогать, понюхать, пережить. Сходите на театральные постановки, например.

Обычно нет случаев, когда человек или аудиал, или кинестетик, чаще всего доминирование какого-то конкретного канала восприятия чисто символическое. Так что вопрос в удобстве. Если вам неудобен именно процесс чтения, но интересны литературные тексты, какая разница, в каком формате вы их воспринимаете?

Фото: АТВмедиа

– Мешает ли клиповое мышление любить чтение? Как это исправить и нужно ли?

– Клиповое мышление – всего лишь растиражированный миф во имя продажи лженаучных курсов и таких же лженаучных книжек по избавлению от этого пресловутого «клипового мышления».

Футуролог Элвин Тоффлер видел «клиповую культуру» как феномен информационного общества – ведь форматы передачи информации меняются, следовательно, меняется и культура. И вот «клиповая культура» существует. Нет никаких научных данных, что изменения в форматах получения информации приводят к изменениям психических процессов, то есть к изменениям работы мозга. «Клиповое мышление» и «клиповая культура» – слова из сферы искусствоведения и философии, а не медицинские диагнозы. Исследования влияния цифровых технологии на когнитивные процессы человека тоже не показали, что просмотр, грубо говоря, тик-токов может как-то разрушить ваш мозг. Просто если вы больше ничем в жизни не занимаетесь и не интересуетесь, то тут не интернет виноват. 

Время покажет, кто есть кто

– По вашему мнению, есть ли среди современных прозаиков и поэтов те, чьи работы в будущем войдут в образовательную программу, кого будут считать «Пушкиными», «Толстыми», «Достоевскими» нашего времени?

– Чтобы грамотно и максимально объективно (хотя мы все субъективны) понять произведение, нужно находиться вне эпохи, когда все умерли, всё написано и всё случилось. Когда мы далеки от этого исторического промежутка, то мы можем его отрефлексировать. У нас уже есть и дневники, и все логические связи, и мы знаем, как закончилась жизнь каждого из этих людей, и мы можем проследить какие-то пути развития искусства, увидеть, как текст изменил будущее литературы. Когда мы сами в эпохе и для нас это не просто история, а наше большое выстраданное, объективности мы не добьемся. Я думаю, что некоторых писателей, которые существуют сейчас, не нам анализировать. И, возможно, даже не нашим детям.

Так было всегда. Например, Дюма писал: «Избранные басни Крылова и поэзия Пушкина знаменуют начало духовного развития России. Ныне Россия действительно имеет и поэтов: Крылов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Графиня Ростопчина, и романистов: Писемский, Тургенев, Григорович, Толстой, Щедрин, Жадовская, Туо, Станицкий». Здесь еще есть в списке те, кого мы больше не вспоминаем, писатели третьего ряда, некачественные, не прошедшие проверку временем. Так что выбирать нет смысла. Михаила Кузмина в Серебряном веке называли «Королем поэтов», а сейчас его имя незаслуженно забыто. Стать новым гением – это дело даже не таланта, а случая.

Ставрополь окружают и заполняют всё больше талантливых творческих людей. Они не только самовыражаются и помогают в этом другим внутри городского пространства, но и дают мощный толчок к развитию креативной экономики. Мы решили собрать креативные проекты города в один большой каталог, который вы можете найти по ссылке.

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости