28 ноября 2025, 11:18 Автор: Вера Дегтярева

Отвечает эксперт: как медработники справляются с профессиональным выгоранием и стрессом?

Профессиональный стресс неизбежен в медицинской деятельности, однако осознание его природы, регулярная профилактика и качественная психологическая поддержка — ключ к сохранению внутреннего ресурса
Отвечает эксперт: как медработники справляются с профессиональным выгоранием и стрессом?
Фото: АТВмедиа
1920
1280
true
1280
1280
true
1706
1280
true
1920
1080
true

Темп жизни у современного человека способствует высокому уровню стрессовых проявлений. Семья, работа и непрерывный информационный поток, от которого не скрыться. Следствие этого – появление различных негативных последствий для ментального и физического здоровья. И эти реалии ежедневно изменчивого общества никуда не уйдут. В этом смысле медицинские работники, в силу специфики профессии, зачастую находятся в гораздо более уязвимом положении.

Термин «Синдром эмоционального выгорания» впервые был введён в 1974 году врачом-психиатром Гербертом Фрейденбергом и первоначально означал нарастающее эмоциональное истощение. Позднее исследователь описал это состояние, как психическое и физическое расстройства. Оно сопровождается снижением вовлечённости, утратой мотивации, отчуждением и падением профессиональной эффективности.

Природа эмоционального выгорания у медицинских работников состоит из множества факторов, включая индивидуальные, профессиональные и организационные причины. Под выгоранием следует понимать не кратковременный кризис, а долгосрочную и глубокую реакцию на неуправляемый стресс.

Причинами профессионального стресса у медицинских работников могут стать:

  • Постоянный контакт с чужой болью, страданиями, смертью.
  • Высокая эмпатичность (эмоциональная вовлеченность).
  • Дефицит времени и высокая рабочая нагрузка.
  • Психологическая ответственность за здоровье и жизнь пациентов.
  • Проблемы общения с пациентами и их родственниками(агрессия, непонимание, конфликты).
  • Организационные трудности.
  • Постоянное пребывание в зоне риска(инфекции, судебная ответственность).
  • Конфликт работа – личная жизнь.
  • Социальная изоляция, нехватка времени на личные интересы.

Стрессы негативно сказываются на профессионализме и качестве жизни медработников. Длительное пребывание в состоянии постоянного профессионального напряжения вызывает ряд последствий у медицинских сотрудников.

Эмоциональные последствия:

  • Повышенная раздражительность, тревожность, угнетённость.
  • Эмоциональное оцепенение, «психологическая броня», снижение эмпатии.
  • Чувство вины за ошибки или неудачи.

Когнитивные последствия:

  • Нарушения внимания, памяти, концентрации.
  • Цинизм, деперсонализация пациента (восприятие как объекта или «случая»).
  • Принятие импульсивных решений или избегание ответственности.

Поведенческие последствия:

  • Социальная изоляция, снижение интереса к работе.
  • Развитие зависимого поведения (алкоголь, психостимуляторы).
  • Снижение мотивации, профессионального интереса.

Личностные изменения:

  • Утрата смысла профессии, профессиональная деформация.
  • Развитие жесткости, закрытости, эмоциональной холодности.
  • Повышенный уровень тревожности, подозрительности, перфекционизма.

Вероятность профессионального выгорания также повышается, если в коллективе между сотрудниками возникают конфликты и недопонимание. Соматические симптомы появляются как завершающее звено схемы психосоматических расстройств. Страдают самые незащищенные органы, ослабленные ранее перенесёнными заболеваниями. Если не обращать внимания на симптомы эмоционального выгорания, могут возникнуть осложнения, такие как неврозы, зависимости, депрессия, гипертония, аритмия, тахикардия, гастрит, также могут обостриться хронические заболевания.

По данным опроса, проведенном в 2018 году, 50% женщин-врачей имели клинические проявления депрессии. Судить о масштабе проблемы в нашей стране можно по результатам исследования в Томской области: только у половины процента медицинского персонала не выявлены признаки профессионального выгорания. Высокая степень эмоционального истощения отмечается у 66–67 % медиков среднего звена и 63 % врачей. (Прим. ред. – по данным веб-ресурса Medscape).

Профессиональное выгорание у медицинских работников напрямую влияет не только на них самих, но и на безопасность пациентов. Риск врачебных ошибок увеличивается вдвое. Увеличивается и неудовлетворенность пациента при общении с таким медицинским сотрудником. Эффективная профилактика эмоционального выгорания и профессионального кризиса у медицинского работника требует комплексного подхода. Одним из направлений профилактики является психологическая поддержка в формате тренинга по обучению алгоритмам коммуникации, развитию навыков саморегуляции и стресс-менеджмента.

С этой целью специалистами «Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1» разработан тренинг «Преодолении конфликтов и возражений». Он направлен на предотвращение возникновения проблем в общении с пациентами и их родственниками, или собственными коллегами. С 2018 года тренинг проводится в больнице на регулярной основе и собирает положительные отзывы среди персонала. По обращению руководителей медицинских организаций города Ставрополя медицинские психологи больницы проводят тренинги для сотрудников других медучреждений.

«Информационная часть тренинга раскрывает, на чем базируется стратегия построения эффективной коммуникации, которая предотвращает конфликты и возражения. Сначала формируется преставление о том, что такое работа в системе «человек – человек». Работа в этой системе труда наиболее сложная, потому что требует и задействует не только профессиональные знания, но и личные качества самого специалиста, его личные его ресурсы», – отметила Юлия Скопцова, медицинский психолог диспансерного отделения ГБУЗ СК «СККСПБ №1».

Сотрудник, который работает в системе «человек- человек», должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, эмпатия, умение сопереживать, идти на компромисс и понимать потребности и чувства другого человека. А вот клиент услуг медицинских организаций может иметь как позитивные, так и негативные качества. Зависит это все от его состояния. Это все важно учитывать при построении коммуникации.

Конфликтные ситуации, как объяснила Юлия Скопцова, можно и нужно предотвращать на предконфликтных стадиях. Такой алгоритм – основной инструмент, когда есть признаки начинающегося конфликта. Например, повышенный тон, эмоциональный накал, громкие просьбы, угрозы и жалобы.

«Алгоритм, который мы представляем на заключительном этапе информационной части тренинга – это такая схема построения ответа, которая поможет конструктивно разрешить спор. Возникает вопрос – как же строить такое общение, чтобы не только профессионально помочь человеку, но и максимально сохранится самому, не выгореть? На тренинге как раз и обсуждаются такие вопросы. Обсуждаются психологические технологии входа и выхода в «социальную роль профессионала», проигрываются конкретные упражнения», – подчеркнула спикер.

Профессиональный стресс неизбежен в медицинской деятельности, однако его хроническая форма способна существенно изменить личность медицинского работника и повлиять как на его здоровье, так и на качество помощи пациентам. Осознание природы стресса, регулярная профилактика и профессиональная психологическая поддержка — ключ к сохранению внутреннего ресурса и профессионального долголетия медицинского персонала.

Если же вам или вашим близким нужна экстренная психологическая помощь, вы можете позвонить по Ставропольскому телефону доверия: 8(8652) 99-17-86. Квалифицированные психологи круглосуточно готовы поддержать в трудной жизненной ситуации, провести анонимное консультирование и предоставить информацию о путях получения специализированной помощи.

Видео: АТВмедиа

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости  
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство использования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой использования Cookie.