В новом учебном году в школах края вводится новый предмет – История Ставрополья. Он вызывает много вопросов как у школьников и родителей, так и самих педагогов. Вместе с учителем истории журналист АТВмедиа попытался более подробнее разобрать, как новый предмет будет преподаваться в Ставропольском крае.
Идея создания учебника, который рассказывает об истории региона, появилась в 2016 году. Над созданием трех книг работали 5,5 лет. Участие принимали ведущие ученые-историки и учителя Ставрополья. Также помощь оказали сами школьники, предоставив информацию или фотографии из семейного архива.
Авторы разработали учебный комплекс, который состоит из трех книг. В них используются материалы архивов региона и краеведческого музея. Особое внимание авторы учебника уделили освещению проблем духовной и культурной жизни Ставропольского края. Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, которые вошли на разных этапах истории в состав многонационального региона, поможет школьникам познакомиться с богатейшими культурным достижениями и традициями народов.
Учебник истории Ставрополья разрабатывали еще в советский период ученые СГУ. Однако сегодня эти издания не встретишь. К тому же, история обновилась.
- Сейчас появилось много археологических находок, стали более доступны архивные материалы. Расширилась база источников. Также историческая наука развивается в части изучения нашего региона, – рассказала корреспонденту АТВмедиа в ходе беседы учитель истории Людмила Макарова.
О чем учебники?
Учебный комплекс включает в себя три книги:
- с древнейших времен до XV в. (для 5–6 классов);
- с XVI в. до 1914 г. (для 7–9 классов);
- с начала ХХ до начала XXI в. (для 10 класса).
В 5 и 6 классе ученики узнают о городе Маджаре, который был хорошо известен на Руси. Также они подробнее ознакомятся с заселением Центрального Предкавказья в каменном веке. В 7,8 и 9 классе будет изучаться история Ставрополья в период Кавказской войны, многообразие культур региона и другое.
Учащимся старших классов станет известно, что происходило в Ставропольском крае в годы Первой мировой войны, Великой Отечественной Войны. Также будет изучаться становление системы управления в регионе.
- Учебник снабжен очень подробным, красочным иллюстративным материалом. Это иллюстрации различных памятников архитектуры, подробные выверенные до миллиметров в архивах картографические материалы. Все карты приведены в соответствии с современными территориальными границами. Это очень кропотливый труд, в том числе авторского коллектива в архивах, – рассказала Людмила Сергеевна.
Каждый учебник содержит несколько рубрик, по которым учащимся будет проще изучать историю региона:
- «Думаем, сравниваем, размышляем». Ученикам предлагают закрепить пройденный материал, а также расширить опыт самостоятельной учебной деятельности.
- «Понятия». Объясняется смысл всех новых терминов, которые встречаются на протяжении обучения. Как сообщили в краевом министерстве образования, это стимулирует учащихся правильно использовать термины в речи.
- «Итоговое повторение». Школьникам предлагают обратиться к материалам местных краеведческих музеев и заполнить соответствующую таблицу.
- «Хронология» (в 7–9 и 10 классах — «Основные даты»);
- «Словарь персоналий» (в 7–9 и 10 классах — «Словарь имен деятелей Ставрополья»);
- «Словарь понятий» (в 7–9 и 10 классах — «Словарь основных понятий»).
- Авторы позаботились о том, чтобы в учебниках был упомянут каждый город и село края. Это сделано для того, чтобы каждый ребенок, кто будет изучать историю региона, почувствовал свою причастность к нашей местной истории. Может даже найдутся те, кто еще какую-то дополнительную информацию дополнительно поищут в семейных архивах, – подчеркнула Людмила Сергеевна.
Вместе с учебниками школы Ставрополья получили электронную его форму и методические рекомендации для учителей.
Электронная форма соответствует по структуре и содержанию печатного учебника, а также содержит мультимедийные элементы, который расширяют и дополняют содержание учебника.
Учебно-методическое рекомендации для учителей состоят из рабочей программы курса «История Ставрополья», поурочных рекомендаций и технологических карт уроков.
В каком формате будут проводиться уроки?
- Уроки будут проводиться в формате традиционных школьных занятий с привлечением учащихся. Они будут представлять результаты своей интеллектуальной познавательной деятельности на уроках, – рассказал корреспонденту АТВ учитель истории.
В конце каждой темы для учащихся подготовлены вопросы и творческие задания. Они предполагают активную исследовательскую деятельность. Ребята будут работать с дополнительным материалом, выполняя познавательные творческие задания.
Увеличится ли нагрузка?
В соответствии с рекомендациями краевого министерства образования каждая школа самостоятельно определяет количество часов на изучение данного курса. В основном выделяется от 0,5 ч. до 1 ч. в неделю за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
К примеру, в школе №21 для учеников 5-9 классов предусмотрено 0,5 часов в неделю для изучения истории региона, а для 10 классов – 1 час.
Нагрузка на учащихся не увеличится. Новый предмет будет включаться в учебный план, не создавая дополнительного времени. Однако в некоторых школах могут сократить часы других предметов – например, уменьшится количество уроков предмета «Родной язык».
Форма контроля
Как и у любого другого предмета, по итогу истории Ставрополья будет выставляться четвертная оценка.
Если на изучение по учебному плану на предмет отводилось не меньше 64 часов за два учебных года, оценка за курс выставляется в аттестат. Об этом редакции АТВмедиа сообщили в министерстве образования Ставропольского края.
Для тех, кому интересны дополнительные материалы об истории города и края ( а также для тех, кто уже закончил школу, но интересуется историей Ставрополя), редакция АТВмедиа подготовила специальный гид. В нем можно узнать об известных земляках, исторических событиях города и памятниках культуры и найти ответы на многие вопросы: чьи имена носят улицы Ставрополя, где в городе останавливался Лермонтов, кто строил город и кто жил на этой местности раньше? Также любой желающий может проверить свой знания об истории края и пройти тесты. Со временем подборка дополнится материалами об истории региона.