В Ставропольском крае массово гибнут дикие птицы и животные. В конце октября начали появляться новости о часто встречаемых мертвых особях зайцев, однако позже на региональных территориях также стали находить хищников, птиц и грызунов. Мы поговорили с руководителем центра реабилитации диких животных, председателем Российского биологического сообщества Кристиной Григорьевой о возможных причинах, последствиях и масштабах возникшей проблемы.
Причины массового падежа зверей
По словам эксперта, в данном случае падеж не может быть связан с эпизоотиями (эпидемиями у животных). Об этом свидетельствует то, что массово погибает не один вид, а множество.
«Были сообщения о мелких грызунах, куропатках, фазанах, хищных птицах, куньих, лисах: летальные случаи пошли вверх по пищевой цепочке. Ни одна болезнь не может так быстро и массово поражать другие виды, а значит проблема в другом. Остается заподозрить яды и химию с полей», – заявляет специалист.
Похожие случаи время от времени случаются в различных частях страны, однако нынешняя ситуация на Ставрополье не является рядовым случаем. Кристина Григорьева сравнила происходящее в крае с экологической катастрофой, опираясь на статистику смертности зверей на местности и количество локальных обращений – жалобы поступают ежедневно. Такой ситуации не наблюдается ни в одном другом регионе страны.
«Когда мы спрашиваем очевидцев о возможности сбора патматериала (павших животных для экспертизы), люди с грустью говорят, что понадобится не мешок, а как минимум газель. Естественно, говорить о том, что это «норма» – никак нельзя», – поделилась руководитель центра реабилитации диких животных.
Последствия массовой гибели животных
«Нормой» сложившуюся ситуацию нельзя назвать не только от того, что множество животных погибает неестественной мучительной смертью, но и потому, что происходящее представляет опасность для людей и экономики.
Для экономики падеж вреден тем, что это означает исчезновение ценных объектов, ведь любые животные имеют свою установленную ценность. Особенно, если речь идет об охотничьих и редких видах.
Здоровью людей, в свою очередь, вредит полураспад некоторых веществ родентецидов (ядов от грызунов), которые могут распадаться до 6 месяцев после смерти зверя от отравления.
«Препараты, попавшие в организм дичи и скота, рано или поздно окажутся в организме человека. Не говоря уже о свежих «проливах» гербицидами и пестицидами: прогуливаясь по тропам меж полей, вы никогда не будете знать, как давно там проводилась обработка и какие именно вещества влияют на ваш организм в этот момент. Самое странное, что даже сотрудники агрохолдингов часто не знают о технике безопасности при работе с химией. Об этом говорят выброшенные где-то в поле банки из-под ядов или кучки красного зерна и порошка на свежем воздухе», – разъясняет эксперт.
По заявлению министерства охраны природных ресурсов и окружающей среды, во время рейдов более 140 мертвых особей птиц и животных было собрано и отправлено на экспертизу. Результаты все еще ожидаются.
Напомним, случай с массовым падежом зайцев также произошел в 2020 году.