В январе губернатор Ставрополья Владимир Владимиров пообещал, что результаты реформы общественного транспорта станут заметны к концу 2022 года. В планах было наладить трафик в краевой столице, обновив часть трамваев и троллейбусов и заменив маршрутки более вместительными транспортными средствами.
Об итогах реформы и состоянии дорог на момент окончания 2022 года рассказал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Борис Борисов.
Что изменилось в системе общественного транспорта Ставрополя за год?
Теперь на улицы города выходит около 750 маршруток, автобусов и троллейбусов. Было добавлено 480 новых транспортных средств, из них:
- 132 машины среднего класса;
- 280 – с низким полом для маломобильных граждан.
Маршруты начали принадлежать конкретным перевозчикам с собственным транспортом. По словам Бориса Борисова, это позволило урегулировать расписание маршруток и автобусов. Раньше на одном маршруте могли действовать десятки перевозчиков, а некоторые водители работали только в «хлебное» время – час пик. Сопротивление таких перевозчиков и стало наибольшей сложностью при проведении реформы.
«Не все перевозчики были готовы к данным переменам. Восприняли остро, было много заказных материалов в СМИ, обращений в правоохранительные органы – всё, чтобы остановить реформу. Суды, которые были начаты, продолжаются по сей день. Противоборство изменению старой системы – это главная проблема, с которой мы столкнулись», – поделился замминистра.
Кроме того, произошли корректировки маршрутов. Комиссия из представителей министерства, общественных организаций, ГИБДД, депутатов и урбанистов вносит изменения с целью сделать общественный транспорт доступным для большего числа горожан. Основные маршруты были изменены в части конечных остановок.
Какие проблемы есть в работе общественного транспорта Ставрополя?
Ставропольский урбанист Андрей Черняков выделил несколько основных проблем в работе общественного транспорта в краевой столице:
- неудобную и неправильную маршрутную сеть;
- нерегулируемый тариф;
- зависимость общественного транспорта от пробок;
- отсутствие субсидирования для перевозчиков;
- плохой сервис;
- недофинансирование сферы общественного транспорта.
В основе всех проблем, по мнению урбаниста, лежат пробки. А для решения этой проблемы необходима отдельная полоса для общественного транспорта.
«Пока в городе не будет выделенных полос и регулируемого тарифа, тут хоть обконтролируйся, если автобус стоит в пробке, он же не может взлететь и долететь до пассажира», – пояснил Андрей.
Решать проблемы заторов и работы общественного транспорта нужно комплексно, одновременно. Как специалист рассказывал ранее, без привлекательных автобусов и маршруток пробки не победить. Если поездки на общественном транспорте будут комфортными и быстрыми, также сократится число автомобилей, поскольку водители сделают выбор в пользу выгодных поездок на автобусах и троллейбусах, дороги станут свободнее.
Чтобы транспорт стал привлекательным нужно
- Создать единый тариф. Его наличие предполагает, что перевозчик получает оплату за транспортную работу из бюджета, и ему остаются деньги от оплаты проезда. Сейчас перевозчики сами устанавливают стоимость проезда, и сами себе зарабатывают. Транспортная работа из бюджета никак не оплачивается.
- Сделать единый проездной. Им горожане смогут расплачиваться в любом транспорте и экономить на пересадках. Однако создание проездного невозможно без тарифа, упомянутого выше, так как стоимость проезда сейчас разнится.
- Заменить маршрутки большими вместительными автобусами. Для этого необходимо субсидирование на лизинг.
Борьба с пробками и создание отдельной полосы также предотвратят излишнюю заполненность общественного транспорта. Количество людей в маршрутках часто превышает установленный максимум. В случае несоблюдения нормативов инспекторы ГИБДД вправе оштрафовать перевозчика, однако сумма штрафа составляет всего 500 рублей. Кроме того, в инспекции рассказали, что процедура наказания нарушителей затруднена: нужно выводить из транспортного средства всех пассажиров и пересчитывать их, чтобы доказать вину перевозчика. Андрей Черняков и вовсе считает, что штрафы неэффективны в борьбе с переполненностью, нужно зрить в корень проблемы: не наказывать тех, кто впускает слишком много людей, а создавать такие условия, чтобы людям не приходилось тесниться в маршрутках.
Затруднена и система проверки перевозчиков на соблюдение расписания поездок. Если миндор замечает жалобы на работу маршруток, ведомство может лишь выписать предостережение. Если же есть требование прокуратуры провести проверку, министерство может возбудить административное дело при выявлении нарушений.
«Схема эта вынужденная из-за СВО и выхода 336 постановления правительства РФ. Это временно, рано или поздно всё вернется в своё русло, миндор снова сможет прекрасно проводить проверки без санкции прокуратуры», – пояснил Андрей Черняков.
Сильно повлиять на ситуацию не могут и неравнодушные ставропольцы, как рассказал эксперт, жалобы в настоящее время не очень эффективны. Над проблемной ситуацией начнут работать только в случае большого шквала жалоб.
Какие изменения произойдут с общественным транспортом в Ставрополе в ближайшее время?
Некоторые из необходимых мер для улучшения транспортной системы Ставрополя уже запланированы на ближайшее будущее.
- Появится 45 новых троллейбусов: средства на новый транспорт заложили на 2024 год. Борис Борисов заявил, что внедрение новых троллейбусов постараются перенести на 2023 год.
- Маршрутки будут постепенно менять на большие автобусы. Сделать это за короткий срок невозможно, так как полная замена стоит слишком много, порядка 10 млн рублей.
- В планах сделать проездной «Ставрополье».
«В августе на переговорах представители платежной системы предложили нам свои услуги. Системой можно будет воспользоваться и в других городах. В следующем году будем двигаться в этом направлении», – поделился Борисов.
О планах по созданию отдельной полосы для общественного транспорта в администрации города пока не говорили.
Как бороться с пробками в Ставрополе? Мнения участников дорожного движения и эксперта собрали в специальном материале АТВмедиа.