Николаевский проспект в свое время стал главной улицей Ставропольской губернии. Здесь открывали лучшие магазины, проводили митинги, строили масонские особняки и даже грабили банки. Мы рассказываем историю зданий проспекта Карла Маркса в двух частях. В первой части узнали, как в Ставрополе зародился кинематограф, читайте ее здесь. Во второй – раскроем истории знаменитых купцов и их доходных домов.
Лучший губернатор Юга России
Когда закончилась Кавказская война, губернатор Ставрополя стал гражданским человеком и не мог заседать в доме командующего войсками. Архитектор Георгий Кусков спроектировал Дом губернатора. В строительстве участвовал первый жилец дома – губернатор Николай Никифораки, известный как «блистательный губернатор».
При Никифораки город расцвел: мостили улицы, прокладывали канавы, появлялись рынки, скверы и даже железная дорога. Ставрополь осветился электричеством и заработала первая на Северном Кавказе телефонная станция. Губернатор развивал образование в губернии – открыл училища для юношей и девушек и народный дом имени А.С. Пушкина (сегодня – Театр кукол) для детей и малообеспеченных горожан. Беспокоился он и о здоровье ставропольцев: появились родильный приют, женская лечебница и психиатрическая больница – первая в регионе. Развивалась экономика и появлялись заводы, создавались прообразы поликлиник и детских кружков, а ставропольская епархия стала крупнейшей в России.

Во время немецкой оккупации в здании разместились штабы войск вермахта. При отступлении гитлеровцы взорвали здание, но стены выстояли, а из четырех каритид – скульптур женщин, держащих на плечах здание – одна осталась стоять даже после взрыва. Сегодня в здании находятся службы мэрии и городской Думы.
Сталин в Ставрополе
Эта усадьба принадлежала вдове первого строителя Ставропольской крепости. В 1870-х годах купец Алексей Филимонов открыл в здании хозяйственный магазин. Но вскоре места стало мало, и он перестроил дом в двухэтажный. Весь верхний этаж заняло отделение банка. Сегодня частично сохранилась лепнина-вывеска: «Государственный банк России». Здесь в железобетонных комнатах и кладовых с сейфами хранился золотой запас всей Ставропольской губернии.
В 1905 году этот банк пытались ограбить – нападавших было шестеро, среди них – Иосиф Виссарионович Джугашвили. Газеты города писали, что пятерых налетчиков задержали, но один сбежал. Будущий глава СССР смог скрыться и прожить несколько месяцев в доме ставропольского писателя Ильи Сургучева «калужское подворье» (в районе Нижнего рынка). И не просто прожить, а работая поваром. Но известно это лишь из воспоминаний писателя, которыми он поделился со своим врачом. Тот опубликовал рассказ в немецком журнале «Грани». Но историки отмечают – в биографии Сталина после первой революции есть пробел, и он действительно мог в это время быть в Ставрополе. Позже он даже будет баллотироваться здесь в Учредительное собрание.
«И стала красавица Анна женой Шамиля – Шуанет»
Это здание самой престижной аптеки города. Здесь кроме обычных лекарств продавали медикаменты собственного приготовления. Среди них была загадочная настойка из 38 растений, дарующая долголетие.

Владельцем здания был купец Иван Уллуханов. Горцы во время одного из нападений взяли в плен его дочь Анну. Ее доставили к Великому имаму Шамилю, который сделал девушку своей женой и назвал Шуанет. Родители просили вернуть ее за большой выкуп, но Шамиль отказал. Позже у самой Шуанет появились чувства к нему, и она стала самой любимой супругой имама. Девушка очень переживала за мужа, пропадавшего в войнах, которые сама Шуанет ненавидела. После его смерти она долго никуда не уезжала, говоря, что не может бросить супруга. Об их любви и большом влиянии жены на Шамиля, говорили многие современники:
«Нередко, – рассказывал князь Орбелиани, – она заставляла степенного имама прыгать с собою по комнате».
Однажды она все-таки посетила Ставрополь под контролем стражи. Шуанет отказалась остаться, но подарила на память родителям свой портрет. В этом доме спустя долгое время его нашли исследователи.
Библиотекарь Герман Лопатин
В здании с нотками готического стиля купец Леонидов открыл книжно-бумажный магазин, а второй этаж сдал в аренду под Ставропольскую публичную библиотеку. В ней служил библиотекарем Герман Лопатин, высланный в 1868 году из Петербурга в Ставрополь под надзор полиции. Но ссылка на скромную должность не оправдала ожиданий властей, Лопатин превратил библиотеку «в место сходок гимназистов и семинаристов старших классов и высланных в Ставрополь студентов».
Русские классики, Иван Тургенев и Максим Горький, близко общались с Лопатиным и высоко оценивали его произведения. Лопатин навещал Горького во время своей поездки в Италию. После смерти писателя Горький написал:
«Хоронили Германа Лопатина, одного из талантливейших русских людей».
В честь Германа Лопатина названа ставропольская премия для журналистов.
Дом купца Тарасова
Изначально дом принадлежал известным купцам Меснянкиным. На фасаде здания видно их фамильный герб, который доподлинно не могут расшифровать. Возможно, перевернутый треугольник с крюком как-то связаны с алхимией и масонством.
Вскоре дом перешел во владение к обрусевшему армянину Александру Тарасову. Здесь он открыл мануфактурный магазин с огромным разнообразием тканей. Некоторые их названия даже звучат удивительно: джерсе, бристоль-фасоне, фай-суа, чесуча. Здесь же можно было купить шляпы и фуражки – от шоферских и гимназических до греческих и «аэропланов».
Один из потомков купеческой династии – Лев Тарасов – стал всемирно известным французским писателем с псевдонимом Анри Труайя. Несмотря на то, что большую часть жизни он прожил в Париже, Анри считал себя русским армянином и очень любил Россию. По его биографиям писателей и императоров в мире изучают российскую историю.
Особняк Штейнгелей
В начале Первой мировой войны этот дом перешел во владение крупнейшего кубанского предпринимателя – барона Владимира Штейнгеля, известного своим имением Хуторок. На Всемирной выставке в Париже его признали эталоном сельского хозяйства. Брат Владимира – Федор – был политиком и меценатом. А позже стал главой верховного совета Великого Востока народов России, то есть главой всех русских масонов в начале XX века. Тетя Владимира – Елизавета фон Штейнгель занималась постройкой знаменитого готического замка «Ласточкино гнездо» в Ялте.
В своем имении Владимир Штейнгель занимался разведением арабских, английских и Орловских рысаков для скачек. В Ставрополе он открыл филиал по продаже и аренде лошадей, а еще винный магазин «Хуторок» с продукцией своего винзавода – самого крупного на Северном Кавказе.
У Штейнгелей была любовь к готике и масонским символам. На фасаде особняка их несколько. Лицо Диониса – бог виноделия и покровитель архитектуры, считался трехликим. Обыватели видели в нем бога пьянства и разгула, а посвященные видели в нем и вине спиритус, дух бессмертия. Голова Диониса окружена цепями. Это золотая цепь Гомера, связывающая небо и землю, масоны называли свой орден «Братская цель». Лотос — символ чистоты и просветления.
О городских фасадах, их историях и жителях – рассказываем в проекте.