–4 –5 –7: как живут дети с нарушениями зрения

Если вам сложно читать, вы можете прослушать текст этого проекта
— Закрой один глаз ладошкой. Называй буквы.
— ШБМНК
—Теперь другой. Ты уже наизусть выучил?
— Ага
С ранних лет наши герои посещают кабинет офтальмолога и участвуют в подобном диалоге. Пока их сверстники изучают названия животных, они знают, что такое внутриглазное давление и диоптрии.
Но их не пугают эти слова

Даша, 8 лет

Я обожаю шить игрушки, но теперь я работаю не только с иголкой и нитками, но и термоклеем: приклеиваю бусины, палочки, ленты. Мой любимый цвет розовый, поэтому очки такие же, а зрение у меня -4.
Примерно так видит Даша. Когда она снимает очки, то клумба розовых тюльпанов превращается в единое облако. Вблизи изображение остается чётким, что позволяет маленькой швее создавать свои поделки.

Лера, 11 лет

Я мечтаю стать художницей! Учусь в 4 классе, любимые предметы в школе – ИЗО и труд. А еще я терпеть не могу носить маску и очки - стекло запотевает. У меня астигматизм -5.
Примерно так Лера видит наименования улиц в Ставрополе без очков. При астигматизме лучи света проходят через глаз и фокусируются не в одной точке, а в нескольких. Человек видит окружающий мир слегка вытянутым по горизонтали и вертикали при общей размытой картинке.

Каролина, 12 лет

Я хочу сказать всем - берегите глазки! Люблю читать сказки, а из животных нравится волк, потому что он сильный. Для меня видеть без очков – это волшебство, которое пока мне недоступно. Мы с родителями увлекаемся лыжным спортом и часто ездим в Домбай.

Мое зрение -7.
А это примерный взгляд Каролины. При близорукости -7 люди могут не узнавать знакомых даже на расстоянии вытянутой руки. Помимо этого, у Каролины экзотропия. При таком зрении двоится изображение и снижена острота зрительного восприятия.
19 миллионов

детей по всему миру страдают нарушениями зрения различной степени


45 тысяч

человек получают инвалидность по зрению в России ежегодно, из них более половины – дети и подростки в возрасте до 18 лет
Незрячий ребёнок не понимает, что значит высокий дуб – информация о том, сколько метров дерево в высоту, ему ничего не скажет. Представления о предметах, об окружающем мире – всё это нужно объяснить ребёнку.
Одно из мест, где ставропольские ребята могут в полной мере ощутить понимание, получить помощь и при этом почерпнуть новые знания – Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского.
— В чем заключается ваша работа?

— Наверное, все педагоги вам ответят так, что каждый ребенок требует свой индивидуальный подход. Методики должны наработаться, это не выучить один раз наизусть и на всю жизнь. Педагог этой темой должен владеть и мгновенно подстраиваться под ситуацию. Моя главная задача - найти подход к каждому ребенку и помочь ему. Бывало такое, что приходили родители с младенцами. Но важно понимать, что мы в библиотеке не проводим реабилитацию. У нас происходит абилитация, то есть первоначальное формирование способности к чему-либо.
Мы можем посоветовать центры, куда можно обратиться. Зачастую реабилитация в таких центрах длится две недели. Далее родителям приходится двигаться самостоятельно.

С коллективом мы участвуем в различных конкурсах, выступаем с проектами. Самая большая награда - видеть то, что пошел прогресс у учеников. Изначально многие ребята не могли сориентироваться в пространстве, им было тяжело социализироваться, общаться друг с другом и уж тем более с нами.

— Что вам потребовалось, помимо педагогического образования, прежде чем начать работу с незрячими людьми?

— Мы с моей коллегой, Еленой Валентиновной, проходили огромное количество мастер-классов. Приезжала Венера Денискина - тифлопедагог со стажем. К большому сожалению, на данный момент в Ставрополе нет тифлопедагога, который мог бы консультировать как родителей, так и других специалистов, делиться знаниями и опытом. Прежний состав ушел на пенсию, а новый еще не готов.
— Как давно библиотека работает с детьми?

— В 2010 года на базе 19 школы мы стабильно работаем с детками, ныне они выпускники! Сейчас уже пятый поток, с которым мы работаем. Этот первый класс пришел к нам впервые. Изначально так и не скажешь, потому что дети очень умные, можно сказать, взрослые.

— В чем заключается ваша работа в качестве психолога?

— Я присутствую на каждом мероприятии, слежу за состоянием посетителей. Также, на базе библиотеки открыта семейная консультационная служба «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», где я провожу так называемые тренинги.
— Что из себя представляют книги для незрячих и слабовидящих детей?

— Мы работаем со специальной литературой, разумеется, не в плане сюжета, а формы. Например, самая обычная сказка "Мужик и медведь" выполнена вручную ставропольским автором. Все материалы соответствуют характеру предмета: лапти - из соломы, медведь - из искуственной шерсти, телега - из дерева и так далее. Нумерация страниц представляет собой особые значки. Здесь они представлены в виде треугольников из ткани, дойдя до края книжки, ребенок поймет, что нужно перелистнуть страницы. Кроме этого, в библиотеке есть большая база аудиокниг. Их озвучивали дети-волонтеры специально для детей.
Авторы проекта "Трогательный мир" Александр Рыбин, Юлия Зиберова, Елена Лиханос, Нонна Копылова и Евгений Заярный
В 2015 году команда молодых сотрудников разработала проект «Трогательный мир» и выиграла грант на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук-2015» на 2.5 млн рублей.

На эти средства, по словам работников библиотеки, купили необходимое оборудование: 3D-принтер и 3D-сканер, а также запас расходных материалов.
А шлем какой, вы видели? Это всё наши ребята постарше раскрасили!
В 2012 году состоялось открытие Аллеи для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья».

Тропа представляет собой уникальный объект, адаптированный для незрячих и слабовидящих, на котором в теплое время года проходят занятия для людей с инвалидностью. Яркость и доступность привлекает внимание детей. Активное пребывание на природе запускает адаптационные механизмы. Каждый участок на аллее сформирован со своей целью.

В уходе и поддержании порядка на объекте помогают волонтеры. Подробнее можно узнать в специализированном сообществе во Вконтакте "Волонтеры Маяковки".

"Клумба ароматов"

По всей аллее расположены пряные травы, душистые цветы, которые позволяют ощутить мир природы через обоняние. За цветами ухаживают как сотрудники библиотеки, так и команда волонтеров. На занятиях детям объясняют, почему так важно беречь природу и не срывать цветы просто так.

"Экомир Ставрополья 3D"


В апреле 2021 года на "Аллее здоровья" состоялось открытие новой экологической зоны – информационно-тактильного пространства «Экомир Ставрополья 3D».

Работа стала победителем конкурса молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа в рамках онлайн-форума «Машук-2020», который представляла сотрудница библиотеки Наталья Карягина.

Как выглядит "Экомир Ставрополья 3D"

Животные Ставропольского края

Макеты следов животных Ставрополья, выполненные в формате рельефной графики, позволяют детям тактильно познакомиться с фауной родного края, а также при помощь отсканированного QR-кода прослушать факты о том или ином животном.
Бассейн с сыпучими материалами ("Сухой бассейн")

В каждом из отсеков представлен один из наиболее популярных материалов: песок, гравий, кусковой мел, необработанные куски деревьев. Благодаря чему люди с нарушениями зрения имеют возможность, тактильно ощутить материал, а также почувствовать их запах. Все углы, по словам авторов проекта, намеренно скруглены.
Деревья Ставропольского края

Здесь установлены стенды с примерами различных пород деревьев, их названия можно прочесть как на латинском алфавите, так и с помощью рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля.
Контакты библиотеки
+7(8652)56-12-43
skbs@skbs.ru
Режим работы библиотеки
Пн-Пт: 8:00-17:00
Сб: 8:00-16:00
Адрес библиотеки
Ставрополь, ул. Социалистическая, 1
Автор: Дарья Дорофеева

Как жить в городе, который ты не видишь? Это сложно представить. Чтобы хотя бы немного понять, как живут незрячие люди, мы пообщались с одним из них.