Говори или умри: зачем в девятых классах ввели устное собеседование
Недавно в Ставрополе прошло первое итоговое собеседование для девятиклассников. Что это такое и зачем это нужно?
Из чего состоит устное собеседование в 9 классе?
Идея устного собеседования по русскому языку в 9 классе обсуждалась давно. В этом учебном году идёт апробация модели экзамена: его прошли девятиклассники из 19 регионов России. Сейчас ученики могут не волноваться — по сути, в этом году результаты ни на что не повлияют. Испытываются не их знания, а работоспособность модели.
Планируется, что итоговое собеседование выпускники девятых классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе "зачёт"/"незачёт". В дальнейшем прохождение итогового собеседования станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Всего на одного ученика приходится примерно 15 минут. За это время он должен успеть выполнить четыре задания.
Модель собеседования включает следующие типы заданий: 1) чтение текста вслух; 2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты); 3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 4) диалог с экзаменатором-собеседником.
В аудитории находится два учителя: один будет непосредственно общаться с учеником и, согласно инструкциям, эмоционально реагировать на речь. Другой в дискуссии принимать участия не будет. Его задача - оценивать речь ученика со стороны в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка. В процессе проведения собеседования ведётся аудиозапись.
Как прошёл экзамен?
Для чтения участникам собеседования, в основном, предложили тексты о выдающихся людях страны, таких как физик Жорес Алфёров, художник Виктор Васнецов, оперный певец Фёдор Шаляпин. Перекликаясь с недавно прошедшим Днём космонавтики, на экзамене был и текст о создателе первого в мире искусственного спутника Земли Глебе Максимове.
В целом экзамен обнаружил некоторые проблемы. Вопреки опасениям, детям сложнее не столько выражать свои мысли, сколько справиться с волнением и официальной обстановкой.
“
Все ребята, да и учителя были взволнованы - это чувствовалось. Сказать, что я переживала - ничего не сказать. К счастью, моё беспокойство было напрасно. Мне достался хороший, добрый собеседник, поэтому морально мне стало легче. Необщительным ученикам было гораздо сложнее, чем мне. Думаю, что это собеседование и вправду выявляет возможность детей красочно выражаться, но нельзя исключать человеческий фактор. Очень сложно максимально красиво говорить, когда переживаешь и чувствуешь дрожь в голосе. Могу посоветовать будущим девятиклассникам сразу начинать готовиться, читать больше книг, всячески развивать свою речь.
— София Волкова, 9 класс
Учителя вздохнули с облегчением: собеседование прошло намного лучше, чем на пробном экзамене. Процедура за время подготовки им уже знакома, вопросов не возникает. Но дети сильно нервничают перед устным ответом, многие на этом "сыпятся".
“
Результаты оказались намного лучше, чем на пробном экзамене. Например, в нашей школе было всего два незачёта: один ученик говорил совсем уж плохо, а другой и вовсе отказался отвечать. Основная проблема в том, что даётся очень мало времени для выполнения отдельных заданий. Например, на подготовку к пересказу даётся две минуты, а при ответе нужно отразить все микротемы текста и включить цитату. Ещё были проблемы с диалогом. Дети отвечали односложно, не вели беседу. Видимо, боялись или воспринимали беседу как допрос. В целом такой экзамен необходим - ученикам сегодня сложно грамотно выражать свои мысли в речи, а это ценный навык в современной жизни. При этом саму систему экзамена нужно доработать, а готовить школьников стоит начать прямо сейчас.
— Анна Сопрун, учитель русского языка и литературы
А пока остаётся надеяться, что казусы, которые говорили девятиклассники на собеседовании, не повторятся.