Примеры современного национального творчества можно встретить у разных народов Кавказа: некоторые из них более традиционны, а некоторые больше следуют современным трендам.
В музыку на Кавказе этничность добавляется в разных пропорциях. Кто-то использует звучание отдельных инструментов или добавляет в своё творчество отсылки, другие же команды трепетно воссоздают древние языки и инструменты.
Из значимых явлений выделяется этно-лейбл Ored Recording из Кабардино-Балкарии. Вокруг него собираются фолк-музыканты. «Панк-этнографы» появились в середине десятых. Особенность – запись музыкантов в полевых условиях. Лейбл известен не только в стране, но и в мире.
С деятельностью Ored Recording связывают явление фолк-ривайвла (это когда новые музыканты проявляют интерес к традиционной музыке). Иногда его называют черкесским, но лейбл собирает вокруг себя разное творчество: например, осетинское или ногайское.
«Нееет, ты что», Махачкала
Коллектив создает треки в направлении фанк, джаз, хаус, хип-хоп, встречаются и кавказские фолк-мотивы. В текстах есть локальные отсылки и слэнг. Рамазан Маллаев и Расул Махалиев живут в Дагестане, делают нетипичную для региона музыку и пытаются заполнить нишу, разрушив стереотипы о кавказской музыкальной индустрии.
Jrpjej, Нальчик
Черкесский ансамбль, в репертуаре которого есть музыка и с живым каноничным звучанием, и с традиционными мелодикой и интонациями, и в экспериментальном направлении. Авторы создавали работы в направлениях dungeon-synth и folkhorror. Название группы с кабардинского переводится как «эхо», но музыканты поясняют – скорее это зов, обращение к прошлому.
Иногда при описании группы можно встретить выражение «адыгэ рейв», а на концертах их можно увидеть в масках козла. Последние используются для исполнения одной из композиций: это отсылка к традиционному адыгскому образу ажагафа, шута.
Тексты у Jrpjej на старинных наречиях, так что не всё здесь понятно даже носителям языка. Звук пишется в студии, но без эффектов и дублей.
Башир Хацук
Одно время исполнитель играл электронную музыку в дуэте Bzu. А ещё – делал онлайн-радио Bjami, на котором звучала кабардинская и черкесская музыка. В разное время Башир Хацук участвовал в музыкальных группах Hagauj, Jrpjej и Yewari – все они по-разному интерпретируют черкесский фольклор (если хотите послушать, как звучат такие инструменты как шикапшина или камыль – можете обратить внимание на эти коллективы).
В сольном творчестве автор часто экспериментирует с жанром песен-плачей гъыбзэ и адаптирует под сольное исполнение черкесские песни. Музыкант исполняет традиционные адыгские композиции, заменяя и дополняя национальные звучания виолончелью, бочками и хай-хейтом. В его музыке можно услышать и старинный адыгский фолк, и тексты кабардинских поэтов.
Gollu, Черкесск
Группа создает современную музыку, основанную на народной традиции, используя народные инструменты. Дебютным альбомом музыкантов стал «Caz». Это сборник с календарными обрядовыми песнями и наигрышами.
Инструменты для исполнителей создавал мастер из Карелии – его специализация финские и русские инструменты. В музыке коллектива можно услышать, например, къыл къобуз (это такой смычковый инструмент) или сыбызгъы (флейту).
Ключевой посыл коллектива в том, что традиционная культура и язык – это то, что должно быть частью современной жизни. Музыканты выступают против экзотизации национальных символов и привязки к костюмам и местам в изначальном виде.
Myst, Майкоп
Пострадиционная черкесская музыка – так определяет себя Myst. Неоклассический коллектив переосмысляет традиции, но делает это в облегченном варианте. Например, у коллектива есть интерпретация эпической баллады времён Русско-Кавказской войны о Тыгужуко Казбече. Помимо традиционных адыгских инструментов музыканты используют виолончель, гитару, альт и бас‑бочку.
«Жъыу», Майкоп
Главное для «Жъыу» – аутентичность, продвижение черкесской традиционной музыки. Исполнители отказались от эстрадных шаблонов. В своеобразной манере коллектив старается сохранить традиции исполнения нартского эпоса и древней песенной культуры черкесов. Ансамбль побывал на гастролях в разных странах мира. Кстати, именно этот проект стал первой «находкой» лейбла Ored Recording, вдохновивший его авторов.
Что еще интересного есть на Кавказе и может ли национальность стать брендом – читайте в спецматериале АТВмедиа.