А как у вас со знаниями с уроков музыки? Помните только распевки, «глухоту Баха» (да, встречали и такой ответ) и балладу о Щорсе? Тогда мы с вами. Не секрет, что нередко к урокам музыки относятся с некоторым пренебрежением – в конце-концов, не ЕГЭ сдавать.
Можно ли сделать этот предмет интереснее и содержательнее для школьников и, что самое главное, нужно ли?
Фантазируем об идеальных уроках музыки с оперной певицей, членом Российского музыкального союза и организатором концертов классической музыки и лекций об истории музыкального искусства Кристиной Дарчук.
Слушать, щупать и писать: чего не хватает урокам музыки в школах
Обычно уроки музыки строятся обычно таким образом: приветствие, восстановление в памяти темы прошлого урока, распевка, новый материал, прослушивание музыки и в заключении – заучивание песни. Казалось бы, классическая история, которая должна заинтересовать детей. Но заинтересовывает ли?
«Я заметила такую вещь: на уроках музыки мы чаще всего ее рассказываем детям. Вот был такой композитор, он жил там-то, вот у Баха было 16 детей – какие-то такие вещи. Но музыку нужно слушать. Как можно больше. Мы же на урок ИЗО приходим и что-то рисуем. И я думаю, что было бы здорово на уроках музыки дать нашим детям написать какое-то произведение. Тем более, сейчас много гаджетов, которые позволят это сделать», – поделилась Кристина Дарчук.
По словам эксперта, это может быть и современное произведение. Ведь, классика – это то, что стало традицией. И когда-то, например, песни Александры Пахмутовой были очень современными, а сегодня для нас это уже классика. В 18 и в 19 веке оперы Верди – это были очень популярные произведения, на них ходили как на концерты поп-исполнителей сегодня.
И если наши дети не будут знать эту историю, их кругозор будет сужаться. И видеть тенденции, пересечения, понимать, что нот всего семь и гармонии одни и те же.
«Детям до 12 лет интереснее интерактив. У меня есть такая лекция, на которой мы пишем музыку. Я беру с собой специальную музыкальную программу, мы ставим электронное фортепиано, мини-клавиатуру, чтобы дети попробовали. Или они могут на музыкальном инструменте поиграть. Конечно, на 30 детей не приобретешь 30 скрипок. Но если будет возможность увидеть и потрогать хотя бы один инструмент, тогда и интерес к музыке будет выше. А вот для детей постарше уже можно организовывать лекции», – поделилась Кристина Дарчук.
Помимо прикладного способа можно заинтересовать детей интересными и необычными историями из жизни музыки. Например, композитор Джон Кейдж говорил: «Все, что в пространстве – это тоже музыка». И именно он сочинил произведение 4`33. На протяжении исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов; по задумке автора содержанием каждого из фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции – шаги, ветер за окном, шепот.
«Есть, например, в музыкальном искусстве 20 века написанный в 1993 году струнно-вертолетный квартет Карлхайнца Штокхаузена. Это четыре вертолета, четыре музыканта, которые взлетают в небо и там играют своеобразную музыку», – поделилась Кристина Дарчук.
На уроках музыки можно устраивать викторины «какой это композитор», готовясь к квизу прослушиванием произведений в течение недели. Важно, чтобы дети вовлекались в музыку. Например, можно писать сочинения «что я услышал в этой музыке» либо приносить разные музыкальные инструменты из дома и смотреть, как они работают и какой звук производят. К слову, в редакции АТВмедиа родилась идея и более необычного эксперимента: попробовать извлечь звук из разных бытовых предметов, которые можно, например, найти в школьных кабинетах. Кроме того, очень многое в качестве уроков зависит от самого педагога, от его уровня образования и от собственной любви к музыке.
Воспитать слуховые рецепторы: зачем изучать классическую музыку?
Классическая музыка воспитывает в нас чувство вкуса, чувство прекрасного. Но придти к ней не так-то просто. Иногда на это нужны годы.
«Я вот всегда думала, как объяснить людям, почему нужно слушать классическую музыку. Вот мы можем знать, что есть разные блюда – суши, пицца, да что угодно. И если мы будем пробовать всё, то в конце-концов мы поймём, что нам действительно нравится. И так будут воспитываться наши вкусовые рецепторы. Также и уши. Важно, чтобы у нас был какой-то слуховой опыт, какая-то наслушанность. Вот именно это даст большой толчок к тому, чтобы воспитывался музыкально-эстетический вкус детей», – рассказала педагог.
Музыка вместо звонков как воспитание слухового бэкграунда
В школах по всей стране, в том числе в Ставрополе, вместо звонков на урок и с уроков теперь звучит классика. Так школы включились во всероссийскую акцию «Музыка вместо звонков». Это могут быть произведения классики советской (например, Александры Пахмутовой) или более академической. Сейчас у детей появился повод в лишний раз послушать и заинтересоваться произведением. Но даст ли это толчок к более глубокому его изучению?
«Вот это нововведение, считаю, это здорово, потому что дети, пусть маленькими, лимитированными долями, но будут приобщаться к другой музыке. Лучше было бы, конечно, чтобы музыка звучала на протяжении всей перемены, а не на протяжении 15 секунд. Но даже эти маленькие отрывки могут замотивировать узнать о произведении больше позже, возможно даже через несколько лет. В целом, для того же ребенка стоит водить на концерты. Но это уже должны делать родители. Ему может не понравиться, ему может быть скучно. Но когда у ребенка будет слуховой бэкграунд, для него музыка не будет чем-то диким», – пояснила музыковед.
Как рассказала Кристина Дарчук, в программу можно включать и современную музыку. Есть достойные внимания композиторы, есть авторы электронной музыки. Важно только соблюдать грань и не делать упор на коммерчески обусловленную музыку – её школьники и так слушают. Но без традиционного бэкграунда не будут вырастать поп-исполнители – всё-таки это основа.
Ну а пока школьники и не только могут ознакомиться с музыкантами ставропольской сцены. Редакция АТВмедиа рассказывала о том, кто такие группа Pool Snakes и о чём их музыка.