26 апреля 2025, 10:40

Эксперт из Ставрополя рассказал о применении ИИ в жизни школьника

Рекомендации Александра Гапича из СКФУ, как сделать ИИ мостом к более осознанному обучению и развитию, читайте в материале
Эксперт из Ставрополя рассказал о применении ИИ в жизни школьника
Фото: фотограф управления по информации и связям с общественностью СКФУ Илья Хачатурян
1280
853
true
853
853
true
1137
853
true
1280
720
true

Родители и педагоги бьют тревогу: искусственный интеллект настолько глубоко проник в наши жизни, что возникают вопросы – не перестанут ли наши дети интересоваться чем-то новым? Действительно, такой риск есть, говорит эксперт высшей школы креативных индустрий СКФУ Александр Гапич:

«Современная культура – это культура мгновенного удовлетворения. Видеоплатформы, соцсети, мессенджеры и даже образовательный процесс превращаются в поток быстро сменяющихся стимулов. Если ИИ используется как замена мышления, а не как его стимулятор, то с точки зрения социологии, это меняет саму структуру социализации от любознательного исследователя к пассивному потребителю знания. Это не фатально, но требует переосмысления роли ИИ в образовании».

По мнению эксперта, если использовать функционал ИИ грамотно, если научить машину не думать за ребёнка, а наталкивать его на построение какой-то гипотезы, рассуждение, то использование таких образовательных ботов может стать мостом к более осознанному обучению и развитию.

«Искусственный интеллект может негативно влиять на развитие творческого мышления, если его использовать как машину для поиска правильных ответов. Но он же может и стать катализатором активного развития, если представлять алгоритмы как инструменты совместных игр, провокатора идей или, например, цифрового собеседника. Если ребенок учится использовать ИИ как партнера по воображению, то развивается совершенно новый тип креативности, который современные исследователи называют человеко-алгоритмическое творчество. Это усиление личной идеи через алгоритмическое соавторство», – говорит Александр Гапич.

Но не стоит забывать, что использование возможности ИИ может вызвать у школьников дополнительный стресс и тревожность. Дети, подчеркивает, эксперт, чувствительны к оценкам, сравнению, ожиданиям взрослых и к собственным успехам и неудачам, а когда в обучение вмешивается ИИ и «видит» ошибки ребёнка, прогресс, скорость обучения, то школьником это «подстраивание» может восприниматься как чувство постоянного контроля.

«Это то, что в современной психологии называется цифровым перфекционизмом. Ребёнок чувствует, что алгоритм «оценивает» его каждую секунду, что в конечно итоге может вызывать как стрессы, так и апатию, и индифферентность к процессу обучения», – комментирует Александр Гапич.

С позиций социологической науки, внедрение искусственного интеллекта меняет образовательную культуру в целом. Если полностью внедрить ИИ в процесс образования, пострадают и ученик, и учитель. Первому будет не хватать эмпатии, а второй может потерять ощущение собственной нужности.

«Внедрение ИИ в образовательный процесс будет успешным только тогда, когда учитель будет не просто пользователем и модератором, а сам станет лидером образовательных изменений», - уверен Александр Гапич.

Чтобы избежать негативного влияния искусственного интеллекта, нужно соблюдать цифровую гигиену, развивать креативное мышление. Также важна поддержка родителей и учителей.

Ранее сообщалось, что Россия и Армения запускают инновационно-технологические проекты с применением ИИ в области строительства.

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости