Забитые мусором контейнерные площадки, свалки в окрестностях городов, двойная оплата за мусор... Каких результатов достигла «мусорная реформа» на Ставрополье? Своим мнением поделился эксперт-аналитик АТВмедиа, главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» Александр Емцов
«Мусорная реформа» стартовала на Ставрополье 1 января 2018 года, на год раньше, чем в других регионах. Напомним, Президент России Владимир Путин поставил задачу навести порядок в сфере обращения ТКО, наладить их переработку и очистить страну от свалок.
Однако нельзя сказать, что ситуация в этой сфере на региональном уровне была критической.
ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ СИТУАЦИЯ?
Мусор стали вывозить реже, особенно в праздничные и выходные дни. В селах Ставрополья пакеты с мусором могут висеть несколько дней. Продолжают сваливать мусор в лесополосы, овраги, устья рек. Все это приводит к свалкам. Так, одна из них образовалась на дороге к главному мусорному полигону в окрестностях Верхнерусского.
Свалки не рекультивируются. Самая проблемная из них – в Полковничьем Яру возле Ставрополя – забыта и заброшена.
Раздельный сбор мусора не налажен. Дворов, где находятся раздельные контейнеры, – единицы.
Не созданы мощности по глубокой переработке и утилизации мусора. О них только говорят.
Получается, что в регионе не продвинулись в решении задач, поставленных Президентом. Хотя «мусорную реформу» постоянно обсуждают на совещаниях в министерствах и общественных структурах.
Проведенная «мусорная реформа» – «прямой ущерб жителям Ставропольского края». Так оценил её работу зампредседателя краевой думы Александр Кузьмин.
Крайне негативно оценил реформу депутат Государственной думы РФ Олег Шеин.
97% жителей в интренет-СМИ поставили «мусорной реформе» оценку «неудовлетворительно».
НАЧАЛИ НЕ С ТОГО КОНЦА
Мусорная реформа – это изменение системы сбора, перевозки, переработки и утилизации ТКО (твердых коммунальных отходов).
Сложившаяся ранее худо-бедно работавшая система в крае изменилась тем, что создали четыре регоператора:
- ООО «Эко-сити» – работает в Ставрополе и западных районах края;
- ООО «ЖКХ» – работает на территории Кавминвод и прилегающих районах, включая Невинномысск;
- ООО «Экострой» – работает на территории Александровского, Благодарненского и Новоселицкого районов;
- ООО «Комбинат благоустройства» – работает в Буденновске и прилегающих восточных районах.
Они должны были стать генератором всех новаций в отрасли на своих территориях, но превратились в мощный насос для выкачивания денег из населения и предприятий.
Раньше в «мусорной» сфере люди находили свою нишу, создавали рабочие места, зарабатывали, платили налоги, а также следили за контейнерными площадками, плотно работали с населением и властью. В целом, система сбора и перевозки мусора была более налажена.
Слабым местом в крае были переработка и утилизация мусора. Во всем крае работал только один, да и то, устаревший, мусороперерабатывающий завод. Полигонов по сортировке ТКО – единицы. Свалки, которые копились десятилетиями, стали угрозой для экологии окрестностей.
Получается, что реформу нужно было начинать именно с переработки и утилизации – того, что в крае плохо налажено. Необходимо было привлечь инвестиции, предоставить господдержку, льготы для стартапов и другое.
РУКОТВОРНЫЕ МОНОПОЛИИ
В реальности региональные операторы стали рукотворными монополистами, созданными краевой властью. Вспомним, что президент страны поставил задачу включить в отрасли соответствующий набор рыночных механизмов. Однако монополия и рынок – вещи несовместные.
Монополисты победили на проведенных правительством края конкурсах. Всего было разыграно около 100 миллиардов рублей, но не из бюджета. Эти деньги – будущие поступления за мусор от населения и организаций в ближайшие 15 лет.
Затем регоператоры провели конкурсы на сбор и перевозку ТКО. Причем, разыграли всего по несколько лотов.
Таким образом, в игре остались десяток предприятий, а ранее в этой сфере их работало около 200.
Многим пришлось уйти с рынка, продать регоператору и приближенным к нему структурам по бросовой цене технику, контейнеры или перейти работать к победителям по субподряду. Некоторые организации разорились.
Фактически малый бизнес в этой отрасли был уничтожен как класс. Хотя о нем говорят на всех уровнях руководства.
Даже есть законодательные нормы, обязывающие власти отдавать долю на рынке именно малому бизнесу. На Ставрополье о них даже и не вспомнили.
Недавно федеральное правительство решило, что не менее 15% от своего оборота регоператор должен передать структурам малого и среднего бизнеса. Но это тот самый случай, когда поезд уже ушел.
ВЛАСТЬ УЖЕ НЕ УКАЗ
Монополии стали жить по своим законам. Они давят конкурентов и останавливают развитие отрасли. Положение дел в сфере оборота ТКО ухудшилось. Например, «Эко-сити» получило на конкурсе право единого оператора на последующие 15 лет.
В год сумма потенциальных доходов составляет приблизительно три миллиарда в год. А перед реформой в 2017 году выручка предприятия составляла всего 208 миллионов рублей.
Но с поставленной задачей регоператор не справился. В 2018 году выручка достигла всего лишь 931 миллиона рублей, в 2019 сумма также не приблизилась к трем миллионам. Поэтому контейнеры с мусором не убирают вовремя, свалки не ликвидируют.
Вот, Александр Кузьмин предложил провести заседание временной комиссии по вопросам состояния окружающей среды на полигоне в Верхнерусском. Но в «Эко-сити» посчитали посещение и проведение заседания нецелесообразным.
ДВОЙНАЯ ОПЛАТА ЗА МУСОР
Жители региона (даже самых забытых хуторов) стали в принудительном порядке отдавать большие деньги за мусор. Независимо от того, забрали у тебя мусор, или ты его на своем приусадебном участке сам утилизировал.
Для предприятий ввели так называемые нормативы накоплений. Платить надо теперь с квадратного метра площади офиса или занимаемой предприятием территории.
Подобные тотальные и безосновательные поборы с людей – это оброк. Создается впечатление, что именно на взыскание этого мусорного оброка направлены теперь основные усилия регоператоров.
На заседаниях их руководители ставят первой задачу довести денежные сборы до 100%. При этом сбор ТКО, переработка уходит на второй план. И так продолжается два года.
Тарифы для населения предлагают завышенные, народ кричит об этом. Идет постоянная корректировка стоимости услуг. Регоператоры даже стали вводить льготы для некоторых категорий населения. Но по итогам тарифы выросли в два раза, нормативы для предприятий подскочили в несколько раз.
Чтобы выкачивать мусорный оброк, работает юридическая служба регоператоров.
«Эко-сити» за эти два года подал свыше 140 гражданских исков о взыскании долгов за мусор. «Экострой» – 87, «ЖКХ» – 41, Комбинат благоустройства – 16. Это статистика по искам только к предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Даже отсутствие договора между гражданином и регоператором не является препятствием для удовлетворения иска. Хотя в Гражданском кодексе прописано, что граждане свободны в заключении договора, и понуждение к его заключению не допускается.
ПРО ПЕРЕРАБОТКУ ТОЛЬКО РАЗГОВОРЫ
По задумке перерабатывающие мощности должны создать на прибыль регоператоров ( те самые 100 миллиардов рублей).
Но вот первое несоответствие. Тот же «Эко-сити» по итогам 2018 года получил всего 4,2 миллиона рублей чистой прибыли. А мусороперерабатывающие заводы стоят миллиарды рублей.
Точные цифры за прошлый год еще не обнародованы, но вряд ли там будут более утешительные цифры. У других регоператоров еще более скромные результаты.
Есть надежда, что перерабатывающие мощности будут созданы за счет федерального бюджета. Во всяком случае, о создании таких заводов говорил и бывший премьер Дмитрий Медведев, и наш губернатор Владимир Владимиров.
На данный момент нет ни проектов, ни конкретных строительных площадок, реального финансирования перерабатывающих мощностей.
И опять же, в начале марта местные СМИ писали о том, что наш губернатор обсудил в Москве с инвестором из Южной Кореи открытие новой мусороперерабатывающей линии в крае.
РЕФОРМУ ВЗЯТЬ И ОТМЕНИТЬ
Получаем итоги «мусорной реформы».
Одних перевозчиков, работавших ранее в реальных рыночных условиях, поменяли на монополистов-перевозчиков.
Горожане и предприятия стали больше платить мусорный оброк (горожане – вдвое, предприятие – в трое, а то и в пятеро больше).
Две сотни предприятий «загнулись» – люди потеряли рабочие места, организации перестали платить налоги. Краевой бюджет ничего не получил.
Экология стала хуже.
Поставленные президентом страны задачи не решены.
Может, реформу взять и отменить? Как неудавшуюся.