8 декабря 2020, 13:30 Обновлено: 13 января 2023, 11:20 Автор: Вера Дегтярева

Кавминводский велотерренкур длиной 75 км станет самой протяженной экотропой Европы

Экологи-активисты Кавминвод выиграли в суде у губернатора Владимира Владимирова. Пятый кассационный суд в Сочи удовлетворил иск общественников и отменил постановление руководителя края об изменении границ Бештаугорского заказника и нескольких других особо охраняемых территорий. По ним должен пройти крупнейший в стране велотерренкур, вокруг строительства которого горят нешуточные споры

Своим мнением относительно самой протяженной велотропы Европы поделился эксперт-аналитик АТВмедиа, главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» Александр Емцов

В социальных сетях обсуждение темы победы экологов-общественников Кавминвод в суде у Владимира Владимирова – одна из самых частых. Оценки – одна другой жестче. По ним выходит, что именно общественность радеет за Кавминводы, бьется за сохранность их уникальной природы. А власть края во главе с губернатором чуть ли не разрушители.

Однако если вдуматься – все как раз наоборот. Интересный факт: пятым кассационным судом в Сочи сегодня руководит Евгений Кузин, в прошлом возглавлявший краевой суд и прославившийся невежеством и симпатиями к скандальным личностям.

Солнце на спицах, синева над головой

Фото: администрация Железноводска
Фото: администрация Железноводска

Раньше Кавминводы жаловались на невнимание к себе, к своему развитию как всероссийской здравницы. На нехватку денег, инвестпроектов и прочего, что движет вперед. Жаловались и в советское время, и в девяностые. Да и в начале 21 века Федеральный центр, да и краевые власти держали регион фактически на самообеспечении.

В последнее десятилетие города-курорты стали меняться прямо на глазах. Дороги, как вокруг городов так и в них самих, привели в порядок. Например, достройка четырехполосной автотрассы «Минеральные Воды – Кисловодск», свернутой еще в восьмидесятые годы. И курортные зоны преобразились в лучшую сторону, и благоустройство в центре городов решительно подтянули.

По скромным подсчетам в развитие Кавминвод только в последнее десятилетие целевым образом вложено свыше 10 миллиардов рублей.

Именно в наши дни задуман и уже реализуется целый ряд новых инфраструктурных проектов, которые должны вывести Кавминводы на мировой уровень, раз и навсегда решить их застарелые проблемы.

Фото: администрация Железноводска
Фото: администрация Железноводска

 

Среди новых, уже проработанных и запроектированных объектов –Кавминводский велотерренкур длиной 75 километров. С твердым покрытием, со смотровыми площадками, сплошная зона активного отдыха.

 

Маршрут должен пройти от Минеральных Вод, через Железноводск, Лермонтов до Пятигорска. От горы Змейки, вдоль Железной и Развалки, вплоть до Машука. У каждого города будет свое цветовое решение навигации и туристические фишки.

Интеграционный для Кавминвод проект объединит города в единую курортную агломерацию. 

На реализацию проекта Федеральным центром выделяется почти 3 миллиарда рублей. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Доля Ставропольского края в софинансировании – всего несколько десятков миллионов.

Начало реализации – следующий год, это Железноводская часть. В 2022 году будет построен Минераловодский участок. И в 2023 – Пятигорский, соединяющий велотерренкур с уже существующим кольцевым терренкуром по Машуку. Его обновят тоже.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Затея положительная, соответствует концепции Кавминвод, суть которой курортное лечение и активный туризм. Ничего подобного по размаху в стране, да и вроде как в целом мире, пока нет. Садись на велосипед, и – солнце на спицах, синева над головой. Весь день. По живописным горам, на чистейшем воздухе, в лесной зелени. 

Объект и спортивный, и бальнеологический одновременно. Дающий возможность огромному числу граждан заниматься активным отдыхом с использованием безвредной для природы техники.

Более того, в перспективе он позволит краю проводить соревнования, в том числе международные, по велоспорту. Открывающий кроме всего прочего доступ к 40 местным достопримечательностям, к которым сейчас можно добраться только пешком по лесу. Это те самые объекты показа, которых так не хватает на наших турмаршрутах.

Проект экологически чистый. Точнее будет сказать – сама экология. Для здоровья людей. Ради них. И вот на тебе: ударили под дых. И кто? Те самые общественники, которые за экологию и счастье людей как раз и борются.

Страшилки и реальность

За последние два года в качестве аргументов против строительства велотерренкура было написано очень много доводов: 

1. Общественники пишут, что затея не обсуждалась общественностью, нет проекта, и не проведена его экологическая экспертиза. 

Общественные слушания проводились несколько раз, проект имеется, его разработал один из ставропольских проектных институтов. Про обязательность экологической экспертизы высказался губернатор. Она будет проведена.

2. Пугают гигантской, недопустимой для охранной зоны курорта стройкой, прокладкой асфальтированной «дороги» под велодорожки шириной 8 метров, что она уже в самом процессе строительства разрушит все и вся. Вплоть до зоны формирования минеральных источников. Особенно пострадает лес, который безжалостно вырубят.

Трасса велотерренкура проходит по старым, сейчас заброшенным терренкурам, проложенным порой еще в царское время, возрожденным в советское, и запущенным в новейшее. Фактически курортам вернут то, что ранее уже было создано и обогащало здравницу.

Под трассу по проекту попадает ничтожное количество деревьев, которые не вырубят, а пересадят. Больших перемещений грунта не предусмотрено, маршрут опять же проходит по природному ландшафту. А значит и тяжелой техники при строительстве задействовано не будет.

Фото: администрация Железноводска
Фото: администрация Железноводска

 

Восьмиметровая ширина трассы предусмотрена только в том месте, где намечаются международные соревнования. Основная часть – это 3,5 и 6 метровое полотно.

3. Якобы после строительства резко увеличится антропогенная нагрузка на природу. Ведь тысячи туристов сядут на велосипеды или пойдут туда, где раньше никто не ходил.

На самом деле антропогенная нагрузка на окружающую курортные города природу велика как раз сейчас, когда ее прочно оседлали так называемые туристы-дикари. Любители выезда на природу с шашлыками.

На автомобилях, вездеходах, горных велосипедах, пешком горе-туристы затаптывают и загаживают мусором все окрестности, и в том числе участок трассы велотерренкура. Его строительство позволит ввести турпоток в цивилизованные рамки.

Будущий объект будет обслуживать специально созданное предприятие, убирать на нем и вокруг него мусор, ремонтировать инфраструктуру и прочее. Так что грязи, да и в целом нагрузки на природу, наоборот заметно поубавится.

4. Пугают, что велотерренкур даст толчок для массовой незаконной застройки заповедных территорий.

Никакой связи между терренкуром и массовой незаконной застройкой нет и быть не может. Наоборот, она процветала до него. Особенно в девяностые, когда об этом проекте даже не думали. И если сейчас пресекается, то только потому, что наводится порядок правоохранительными органами. 

По проекту капитальных кафе или там ресторанов на трассе не будет. Для немногочисленных объектов обслуживания, в основном у смотровых площадок, где станут продаваться кофе, чай и легкие закуски, предусмотрены модульные конструкции, которые завезут уже готовыми.

5. Страшилка про «уранобан», в который, якобы, превратится велотерренкур, поскольку проходит по территории с превышением предельно допустимых доз радиации.

В сети есть ролик, где «экологи» якобы замеряют уровень радиации и тем самым доказывают, что он запредельный. При этом не очень понятно, что это за прибор.

Фото: минприроды СК
Фото: минприроды СК

В пятидесятые-семидесятые годы прошлого века в недрах горы Бештау действительно добывалась урановая руда. Страна ковала ядерный щит, и про экологию даже курортов тогда думали в последнюю очередь. Но радиационный фон на поверхности никогда не был выше нормы, хотя и превышал незначительно природный фон. 

Последние полвека добыча не ведется, все шахты сейчас замурованы. Трасса терренкура только на трехкилометровом участке будет проходить по дороге, по которой ранее возили руду. Опять же радиационный фон и на этом участке сейчас не превышает допустимый.

Разрушительная демократия

В наше время никому не возбраняется говорить, что думает. Обсуждать, протестовать, объединяться во имя чего-то и прочее. Нынешние якобы демократические усилия в этом направлении сводятся, по сути, к отрицанию всего нового.

Решили построить завод в Лермонтове – не нужен. В Невинномысске – то же самое. Заикнулись о сооружении транспортной развязки на перекрестке улиц Ленина и Кулакова в Ставрополе – против

Теперь вот велотерренкур. 

К примеру, на встречу с главой Железноводска Евгением Моисеевым, представлявшим несколько недель назад проект велотерренкура журналистам, никто из активных его противников не явился. Хотя и приглашали. 

Присутствующие же получили полное представление о проекте, слушали хорошо знающего предмет человека.

Решение суда в пользу экологов активистов совсем не значит, что на велотерренкуре поставлен жирный крест. Не исключено, что правительство края обжалует решение суда.

Но если даже и не станет этого делать, то дорога для реализации проекта не закрыта. Просто теперь, раз он проходит по землям заказника, будут другие требования и к проектированию, и к строительству.

И экологическая экспертиза проекта станет обязательной.

Да и потому еще надо построить, что сторонников велотерренкура в разы и разы больше, чем его противников.

 

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости