На октябрьской «Прямой линии» губернатора житель Ставрополя отметил, что в городе остро стоит проблема пробок, некоторые улицы не справляются с транспортным потоком.
Владимиров ответил, что для решения этого вопроса возможно, в частности, расширение до четырех полос улицы Ленина на участке от Маяковского до Льва Толстого. Как сказал глава региона, это поможет обеспечить спокойный проезд из центра Ставрополя.
Идею реконструкции дороги АТВмедиа прокомментировали ставропольские урбанисты АНО «Города за здравый смысл». Эксперты считают, что расширение участка от ул. Маяковского до ул. Л. Толстого несет в себе много рисков для городской среды и экологии.
Корреспондент АТВмедиа разобралась в том, чего боятся эксперты и чего важно не допустить при развитии улицы и города в целом.
Как городу бороться с пробками?
Дмитрий Шевелев, урбанист «Городов за здравый смысл»
«Первое — вырубка взрослых огромных деревьев не должна рассматриваться ни в коем образе. Высадка тоненького саженца не равна замене 10-метрового дерева. В западных странах скорее дорога обойдет дерево, чем его срубят ради нового строительства. Расширение дороги по улице Ленина не увеличит пропускную способность. Да она и не важна, в отличие от провозной способности. А это только общественный транспорт, велосипеды и средства индивидуальной мобильности.
В обязательном порядке необходимо делать велодорожку для велосипедистов и самокатов. Общественный транспорт, само собой, тоже нужен, поскольку весь автомобильный поток все равно упрется в узкие улочки центра и ещё больше их захламит запаркованными авто. Пробки станут больше, как и число неправильно запаркованных машин».
Единственным выходом для улучшения транспортной обстановки в данной ситуации Дмитрий Шевелев видит в создании альтернативы для передвижения горожан.
Андрей Черняков, урбанист «Городов за здравый смысл»
По мнению урбаниста Андрея Чернякова, четыре полосы на улице Ленина не решат проблему автомобильных заторов – пропускная способность рано или поздно станет ниже.
«Количество машин в Ставрополе растёт ежегодно на 5 процентов. Расширенная дорога буквально через пару лет или месяцев вновь спровоцирует пробку по этой же причине.
Вместить все машины дороги не могут, иначе бы мы жили на огромном асфальтовом пустыре», – ответил Черняков.
Кроме того, ставрополец уверен: расширение улицы Ленина лишь ухудшит ситуацию с пробками в центре города, разорвёт пешеходные связи. Также может быть вырублено более 400 деревьев — а эта утрата приведёт к увеличению температуры летом.
К слову, летом 2021 года в Ставрополе активисты, вооружившись тепловизором, узнали, насколько тень от деревьев снижает температуру поверхностей под ними. Результаты поразили: прибор показал максимальное значение до +70 градусов на солнце.
Алексей Целиковский, урбанист «Городов за здравый смысл»
«В западных городах уже поняли: чем больше автомобилей в городе, тем менее приспособлен он для людей. Там эти процессы проходили около полувека назад: общественные и зеленые пространства заменялись на парковки и дороги. На Западе от этого уже отказываются, а у нас это происходит сейчас. Например, когда на ДДТ уничтожили несколько орехов ради парковки. Теперь хотят уничтожить несколько сотен деревьев, чтобы можно было быстрее подъехать. Это тупиковый путь, который делает город некомфортным для жизни».
Целиковский также подчеркнул: городу нужна связанная сеть велодорожек, а на загруженных магистралях — выделенные линии.
«Это долгий и сложный путь, но чем раньше на него вступить, тем больше шансов сохранить город для людей», — резюмировал эксперт.
Интересный факт: все больше европейских городов в последние годы проводят политику ограничения использования личного автомобиля в центре. К 2022 году для водителей перекроют центр Парижа, аналогичная кампания идёт в Берлине. В Лондоне въезд в центр уже давно платный. Даже в Москве в последнее время произошли изменения в транспортной политике. Самые яркие из них — высокие цены за парковку и удобный общественный транспорт.
Пострадают ли деревья?
Одна из проблем, которой опасаются эксперты — что при проведении работ придется вырубить растительность. Об этом АТВмедиа рассказала кандидат биологических наук по специальности «Ботаника», член общественного экологического совета при администрации Ставрополя Вера Данилевич. Эксперт прошлась по улице, провела исследование и сфотографировала места, которые вызывают у нее опасения.
Фото: Вера Данилевич
Фото: Вера Данилевич
Фото: Вера Данилевич
Эксперт отметила: если насаждения по обеим сторонам уберут под корень, они образуют пни, которые надо будет корчевать. А если их не корчевать и закрывать асфальтом, они дадут поросль, которая со временем начнет поднимать асфальт. Вновь будет требоваться ремонт.
Подсчет на данном участке показал, что будет уничтожено следующее количество деревьев:
- Дуб – 153 шт;
- Липа – 44 шт;
- Тополь – 41 шт;
- Акация – 6 шт;
- Ель голубая – 3 шт;
- Клён – 12 шт;
- Ясень – 1 шт;
- Каштан – 6 шт;
- Сосна – 2 шт;
- Лиственница – 1 шт;
- Слива – 2 шт;
- Ива – 1 шт;
- Тутовник – 1 шт.
Выходит, больше всего на этой территории дубов. Также на улице Ленина эксперт насчитала 90 кустарников – магнолию, можжевельник, чубушник, бирючину, самшит, гибискус и спирею.
Нужно ли опасаться «ползущих домов»?
Как подчеркнула Вера Данилевич, Ставрополь построен на массиве из песка, глины и ракушечника, когда-то на это дно осевших. Отсюда вытекает одна из городских проблем – оползни. Об этом, как отметила эксперт, пишет Борис Галай в своей книге, посвященной 240-летию Ставрополя.
Половину площади города составляют форштадтские пески – отложения позднего сармата. Десятки зданий, построенных на них, имеют трещины. В том числе, на отрезке улицы Ленина.
Эти пески являются просадочным материалом, поэтому трогать их (особенно на склоне от проспекта Октябрьской революции вниз) нежелательно. Это может послужить тому, что дома здесь попросту «поползут».
Если убирать деревья, которые держат «форштадские пески», это повлечет за собой много проблем, затрат средств, которые не оправдаются, добавила эксперт.
Как собираются реконструировать улицу Ленина?
Между тем, городская мэрия еще не представила проект конкретных изменений при реконструкции. Из комментариев администрации в дисскуссии в социальных сетях следует, что деревья, возможно, убирать вовсе не будут и проезжая часть останется в прежнем месте с уширением в границах зелёных насаждений.
«По предварительным данным, возможно, проезжая часть останется в прежнем месте с уширением в границах зелёных насаждений. Задача стоит — привести автомобильную дорогу в нормативное состояние, так как основная часть улицы имеет 4 полосы движения. Кроме того, в документацию будут заложены мероприятия по высадке и озеленению полосы отвода автомобильной дороги в границах реконструкции», — говорится в сообщении, которое получили «Города».
Как не помешать местным жителям?
Эксперты добавили, что в результате вырубки деревьев могут ухудшиться условия пешеходов и жителей домов, находящихся на красной линии. Уменьшится шумоизоляция от дороги, станет меньше тени, увеличится количество пыли и грязи. Деревья способствуют уменьшению скорости ветра, а при дожде задерживают часть влаги на листьях, что сокращает риск подтопления городских территорий.
Кроме того, по мнению урбанистов, сильно расширенная и слишком просторная дорога будет привлекать тех, кто в свободные часы предпочитает ездить на более высоких скоростях. Это ещё больше увеличит шумовую нагрузку на жителей и неблагоприятно скажется на безопасности. Впоследствии, когда машин станет больше, пробка в час пик будет состоять не из 2-х полос, а из 4-х, что также увеличит количество выбросов в центре города.
Опасения урбанистов связаны и с самим периодом реконструкции: во время ремонта придется перекрывать часть дороги, что, конечно, вызовет дополнительную транспортную напряженность в центре. Людям временно придется менять привычные маршруты, будет нарушена работа общественного транспорта.
Что в итоге?
Для понимания того, как отразится реконструкция на транспортной обстановке, нужны исследования. По мнению экспертов, моделирование транспортных потоков не только поможет понять, как изменится пропускная способность, но и как сделать это наиболее эффективно.
Например, можно обустроить локальные уширения перед перекрестками, т.е. добавлять поворотные полосы на перекрестках только там, где это действительно необходимо и подтверждено исследованиями.
В целом расширение дороги может дать эффект. Тем не менее, исследования говорят о том, что любое увеличение пропускной способности дороги приводит к индуцированному спросу на автомобилепользование. Другими словами, как только дороги становятся свободнее, люди начинают больше ездить на машине. Пример этому — улица Красная в Краснодаре. В отдельных местах ширина достигает 4 полос в одну сторону, и это не мешает ей глухо стоять в часы пик.
***
Ранее АТВмедиа сообщали о проекте строительства развязки на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова. Тогда реализацию проекта отменили. Основной причиной, озвученной главой краевого миндора Евгением Штепой, стало большое количество коммунальных сетей и стесненность этой территории.
АТВмедиа следит за развитием событий.