Космонавт, 33 богатыря и Древо жизни – всех их объединяет одно. Это сюжеты ставропольских мозаик. Панно из тысяч разноцветных квадратиков – уникальное украшение советских зданий, распространившееся в 60-х годах прошлого века. В Ставрополе некоторые из них известны многим, другие найти сложнее – они украшают здания производств и детских садов. А некоторые спрятались внутри и недоступны глазу. Не у всех из них есть даже авторство, не все охраняются от повреждений, но они все еще складывают мозаику прошлого. Мы нашли все известные мозаичные панно и росписи и собрали их в одном материале.
Мой адрес не дом и не улица: панно на жилых зданиях
Напротив 17 школы на улице Шпаковской есть типичный пятиэтажный жилой дом из светлого кирпича, но в самом его сердце – большое мозаичное панно. Особенность его заключается не только в довольно внушительном размере, но и в форме – это выпуклая скульптура. На здании изображен мужчина, обрамленный величественными плитами и несущий что-то над головой. У этого панно нет ни названия, ни точной трактовки. Кто-то считает, что на нем изображен герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» – Данко, несущий над головой свое горящее сердце. Есть версия, что это древнегреческий титан Прометей, унесший огонь с Олимпа к людям, тем более, что у кавказских народов есть своя версия этого общеевропейского мифа – в ней богатырь Сосруко вернул нартам огонь. На это указывает и центр композиции – персонажа окружает мозаика разных оттенков – от желтого до красного, вырисовывая образ огня.

Панно «Космонавт» – это смальтовая мозаика – картина из цветных стеклышек, эскиз для нее создал московский мастер эмальерного творчества Сергей Маценко. Отличает сюжет отсутствие монументальности и острых форм, которые встречаются в изображении советского человека. Здесь ощущается свободный полет космонавта в окружении интересно выложенных звезд. Раньше прямо на мозаику был повешен блок сплит-системы, но его, все-таки, сняли. Космический дом расположен на улице Михаила Морозова, 66.

В другом здании раньше находилась Междугородняя телефонная станция, теперь на улице Мира, 290 расположен офис Ростелекома. В 1985 году Анатолий Роженков, ветеран войны и руководитель бригады художников-монументалистов, создал на фасаде здания панно «Материнство и мир на Земле». Это одна из немногих работ, которую он выполнил сам – от эскиза до последней выложенной детали, и даже выложил квадратиками свое имя. Она изображает женщину с ребенком на фоне достижений прогресса в СССР: высотных домов, телевышки и спутника. А обрамляет мать белая лента с повторяющейся надписью «мир». Какое-то время все это было закрыто рекламным баннером, но его установка не задела мозаику и теперь она продолжается красоваться на пересечении улиц Пушкина и Мира.


Где живет культурный пласт: мозаики в ДДТ и ДКиС
Дворец детского творчества изначально строился не для детей, это должен был быть Дом Политпросвещения. Но Михаил Горбачев, посетивший город, заметил, что в Ставрополе нет места для занятий детей и поручил отдать здание пионерам. Поэтому изначально на стенах начали выкладывать два мозаичных триптиха для пролетов лестниц, но после перехода здания детям их решили оставить. Монументалист Александр Иванов оригинально воспользовался возможностью картины в несколько этажей – при подъеме вверх можно увидеть последовательное развитие истории. На одной лестнице раскрывается сюжет сбора урожая. Сначала, крестьяне сеют пшеницу, затем они едут трактор – символе технического прогресса.


На последнем этаже идет жатва, и в конце женщина держит в руках колосья пшеницы. На другом пролете показана история письменности – от летописца, древнего оратора и церкви до советской газеты «Искра» и агитаций.
На несколько этажей простирается и работа московского монументалиста Евгения Аблина во Дворце культуры и спорта. Там со второго по четвертый этаж раскинулось стилизованное Древо жизни. Шары на концах ветвей выполнены в рельефе, они объемные. Аблин любил абстракцию и особое нереалистичное изображение предметов, что воплотил и в Ставрополе.


Разноцветные сказки: панно для детей
Детские мозаики в городе все же тоже есть. Сразу несколько еще советских садиков украшены картинами. На детском саду «Родничок» изображены три девочки – одна держит букет цветов, другие две кружатся, взявшись за руки. А на саду «Улыбка» мальчик с книгой и дети в коляске. Над ними светит луна, возможно, они ждут сказку перед сном.


Детский сад «Берегиня» встречает детей узнаваемым сюжетом «Сказки о царе Салтане»: тут и богатыри, выходящие из морской волны, и далекое царство позади, и белочка с золотыми орешками, правда, по ставропольскому сюжету она запасает вместо орехов шишки.

Больше всех отличился детский сад «Росток», на нем сразу несколько выпуклых панно. Самое большое при входе, тут изображена мать с маленьким ребенком в виде выпуклой скульптуры, а внизу еще дети с венком, которых окружают слова из песни: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я». С другой стороны такое же вертикальное панно, но уже с животными – волшебными птицами и зайцами.
Каждый вход тоже украшен отдельно: на одном морская тематика – золотая рыбка, морской конек и медуза, на другом – олененок и жар-птица.


А на гимназии №12 пионеров встречали основные образы – пионерский галстук, горн, книга, звезда и вечный огонь.

Мир, труд, мозаика: искусство на заводах и фабриках
Самое главное место обитания мозаик – заводы, здесь в красивых картинах воспевается ум и труд советского человека. На заводе «Оптрон» во всю стену выложена мозаика с учеными в окружении приборов, пультов, чертежей, изобретений и множества интересных мелких деталей.

На стене швейной фабрики «Весна» изображены девушки разного возраста: одна из них играет на скрипке, другая держит голубя мира, третья – мать с ребенком, четвертая – школьница с книгой, пятая собирает урожай пшеницы и фруктов. Над ними развивается красная лента со словами «Мир. Счастье. Труд».

Литейный завод на Михайловском шоссе сам по себе серый и потертый, но на его стене есть яркая бирюзовая мозаика с трепетным сюжетом – три женщины с кувшином и молодым ростком, а впереди дерево, которое они выращивают.

Есть еще и маленькая редкая мозаика на здании Ставропольсельхозэнерго. На нем очертание карты Ставропольского края и Карачаево-Черкессии и символы их производства: засеянные поля, опоры ЛЭП, плотина, дымящая труба завода и строительный кран.

Первым делом самолеты: мозаичная остановка у аэропорта
Целый мозаичный ансамбль встречает гостей и жителей города на полукруглых стенах остановки ставропольского аэропорта. Сразу несколько сюжетов полны неба и свободного пространства – два летящих самолета, бегущие за птицами лошади, аисты, облака и солнце и даже какие-то абстрактные планеты. А в углах – серп и молот и компас.


Затерянное искусство: мозаика в закрытом корпусе СКФУ
Стоит сказать, что закон не охраняет мозаики и не все из них получают внимание и уход – их скрывают под рекламой и за витринами, а ещё они осыпаются со временем. Оценить сохранность и величие одного панно сейчас тяжело – оно находится на лестнице в 7 корпусе СКФУ на улице Маршала Жукова и называется «Наука Гидравлика». Корпус не заброшен, в нем есть охрана, однако попасть внутрь не разрешают, а окна покрыты пылью – учебу отсюда перенесли в другой корпус. Но старое здание выглядит интересно: через окно на входе можно рассмотреть внутри небольшие колонны, на которых мозаикой выложены какие-то узоры, в интернете есть фотографии мозаик с Владимиром Лениным и кем-то похожим на еще одного Данко. Но черно-белое изображение большого панно «Наука Гидравлика» с изображением трех учёных, космической ракеты и специальной техники сохранилась в статьях. Примерно так оно скорее всего выглядела вживую:

Современный Ставрополь тоже украшает свои фасады, только теперь – граффити и муралами. Карту всего городского стрит-арта составили здесь.