В Ставрополе в рамках транспортной реформы все чаще говорят об увеличении вместимости общественного транспорта.
С одной стороны, в город планируют закупать троллейбусы – в 2024 году на улицах города должно появиться 25 современных транспортных средств. С другой – край закупает транспорт большей вместимости, чем привычные Ставрополю маршрутки. Так, в город закупят автобусы большого класса.
Приспособлен ли город для больших автобусов, и зачем они нужны? Разбираемся в материале.
Сколько в Ставрополе автобусов большого класса?

Как сообщили редакции АТВмедиа в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья, сейчас в краевой столице ходит 3 автобуса большого класса. Это 0,43% от общего количества транспорта, работающего ежедневно на муниципальных маршрутах города (около 703 единиц).
«Очень долго в крае не выделяли на транспорт достаточно денег, а теперь появились последствия этого», – поделился урбанист Андрей Черняков.
Когда в Ставрополе появится больше просторных автобусов?
В министерстве дорожного хозяйства пояснили: первые автобусы поступили в Ставропольский край в рамках соглашения между Государственной транспортной лизинговой компанией и «Крайтрансом». Регион – получатель транспортных денег, а не бюджетных. Поэтому торги на приобретение транспорта (которые поступают за счет средств Фонда Национального благосостояния) проводит лизинговая компания.
ГУП СК «Крайтранс» в будущем будет осуществлять лизинговые платежи за поступившие автобусы.

Согласно госконтракту, с 1 января планируется пустить автобусы большого класса на муниципальных маршрутах:
- №36 «ж/к «Олимпийский» – ж/д вокзал»;
- №37 «улица Мимоз – улица Коломийцева»;
- №52 Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Селекционная.
В миндоре заявили о планах по покупке еще 50 автобусов большого класса, что составит 7,11% от общего числа общественного транспорта Ставрополя.
Где еще могут появиться большие автобусы?
Сейчас реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Ставрополя предусматривает возможность использования 12 больших автобусов на маршрутах:
- №15 «мкр. «Перспективный» – ул. Атаманская»;
- №32А «204 квартал – 566 квартал»;
- №16А «Ставрополь – дачное объединение некоммерческих товариществ «Вольница»»;
- №18 «6 поликлиника – железнодорожный вокзал».
До 2019 года автобусы большого класса работали на 20, 14, 13, 12 маршрутах. Как утверждает урбанист Андрей Черняков, маршруты, на которых можно ввести такой транспорт, есть. Однако сейчас покупка и обслуживание перевозчиками больших автобусов не окупаются, поскольку несколько маршруток, купленные за те же деньги (с учётом организации дорожной сети в городе) принесут большую прибыль, хоть и будут менее комфортабельны. Об этом сообщают и перевозчики.
Кроме того, работу автобусов большого класса могут затруднять разметка дорог и неблагоустроенные конечные остановки.

При этом в администрации Ставрополя отмечают, что в городе в 80-х и 90-х годах население перевозили только троллейбусы и автобусы большой и особо большой вместимости. Поэтому улично-дорожная сеть Ставрополя с давних времен предназначена для организации перевозок пассажиров транспортными средствами большого класса, говорится в ответе на запрос редакции АТВмедиа.
В мэрии также отмечают, что миндор перед установлением или изменением муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров общественным транспортом в границах города проводит комиссионные обследования улично-дорожной сети города. По их результатам составляются акты с указанием выявленных недостатков. Их устраняют в установленном порядке в ходе ремонта и текущего содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Дороги и конечные остановки: как будет меняться среда для больших автобусов?

Благоустроенные конечные нужны, чтобы автобусам было где отстаиваться и разворачиваться. Без этого они не смогут выполнить рейс, рассказал Андрей Черняков.
«Кроме того, не надо забывать про водителей, это очень тяжелая профессия (и эмоционально, и физически). Водитель, приезжая на конечную, должен иметь возможность разогреть еду, поесть, отдохнуть, сходить в туалет и так далее. Без обустроенных конечных сделать это невозможно. У нас таких возможностей у маршрутчиков нет на большинстве конечных. Водители отдыхают в самодельных беседках, справляют нужду где придется, на мой взгляд, это неуважение к маршрутчикам», – отметил урбанист.
Необходимость повышения престижности этой профессии на госсовете отметил и президент РФ. А для этого, как отмечает специалист, необходимо соблюдение указанных выше мер.
В конце сентября рабочая группа (в нее вошли представители миндора, госавтоинспекции, администрации города, а также представители «Крайтранса» и общественности) обследовала на автобусе большого класса дорожные условия в Ставрополе. Транспорт проехал по улицам Черниговской и Пирогова, в районе ж/к «Олимпийский» и «Российский», а также в районе «Танка», Зелёной рощи и рынка «Любимый».
«В плане конечных город еще не готов к большой технике. На Зелёной роще и рынке «Любимом» без помощника развернуться невозможно. По новым районам также вопросы – конечных нет. Нормальные остановки остались только у троллейбусов и на улице Атаманской», – подчеркнул урбанист.
В качестве положительного примера работы с остановками эксперт привел благоустройство в Астрахани. Там перед запуском в работу автобусов большого класса подготовили новые конечные пункты.

В Ставрополе благоустраивать «конечки» для крупного транспорта планируют одновременно c запуском новых автобусов большого класса – с начала 2024 года. Сведениями поделился замглавы администрации Ставрополя, руководитель комитета городского хозяйства Виталий Кишкинев.
В порядок планируют привести и остановки на улицах:
- Зеленая Роща (работы закончат до мая);
- Коломийцева;
- Ландшафтной (после удастся продлить муниципальный маршрут до улицы Черниговской);
- Ивана Щипакина (там появится большой карман около новой школы №55).
Помимо четырех ремонтируемых и одной благоустроенной (на улице Атаманской) конечек, в администрации подходящими для транспорта большого класса назвали конечные остановки:
- на улице Коломийцева (в районе кладбищ);
- «б-р Зеленая Роща»;
- «ж/к Олимпийский»;
«б/р Архитекторов»; - «СНТ Мечта»;
- «ул. Селекционная»;
- «СТ Электрон»;
- «ул. Чехова» и другие.
«Вопрос о приобретении транспорта большого класса и троллейбусов решался более трех лет и подтвердился только в настоящее время. Поэтому при установлении или изменении муниципальных маршрутов целесообразно использовать существующие площадки общего пользования, которые по параметрам подходят для разворота автобусов», – пояснили в мэрии краевого центра.
Также в администрации подчеркивают:
«Использование существующей маршрутной сети города для перевозки пассажиров автобусами большого класса также будут зависеть от квалификации и профессионализма водителей».
Для чего нужны автобусы большого класса?

Урбанист Андрей Черняков поясняет: автобусы большого класса нужны для повышения эффективности использования дорожного пространства и увеличения провозной способности (подсчет не проезжающего транспорта, а людей). Все это позволит повысить качество перевозок.
На каких маршрутах в Ставрополе нужны большие автобусы?
Большие автобусы нужны не на всех маршрутах, поскольку каждый из них имеет свой пассажиропоток, свои точки притяжения.
«Для маршрутов с маленьким пассажиропотоком такой транспорт будет излишним. Каждый маршрут рассматривается индивидуально. Где-то достаточно малого класса, а где-то и вовсе нужны автобусы особо большого класса (гармошки)», – рассказал Андрей.

Рассчитать идеальное соотношение автобусов большого класса по отношению к другому общественному транспорту, подходящее каждому городу, нельзя. Это зависит о застройки, от мест притяжения, от организации дорожной сети города.
Как можно увеличить количество больших автобусов в городе?
По словам урбаниста Андрея Чернякова, чтобы в Ставрополе автобусов большого класса стало больше, необходимо:
1. Пересмотреть маршрутную сеть.
«Когда по одной улице проходит 11 маршрутов – это слишком много, это переизбыток».
2. Создать выделенные полосы. Без них общественный транспорт не всегда может выдержать временные интервалы. Подробнее о том, в чем здесь сложности, рассказали здесь.
3. Увеличить финансирование общественного транспорта.
«За обслуживание трех маршрутов на большом классе перевозчик получает 42 тысячи рублей. Да, выручка останется у перевозчика, но этого все равно мало».
Чем вредят дублирующие маршруты дорожной сети Ставрополя – читайте в материале АТВмедиа.