Недавно в Ставрополе открылось новое заведение – джелатерия. В качестве главного блюда здесь – итальянский десерт джелато (чем-то похож на мороженое, но это вовсе не оно, утверждают создатели). Открылись они в историческом здании на Карла Маркса, 38.
О том, сложно ли обновлять особняк в стиле модерн и с какими проблемами можно столкнуться, рассказала корреспонденту АТВмедиа владелица джелатерии Анастасия.
Создатели сразу отказались от торговых центров. Идея создания джелатереи подразумевает какое-то небольшое место с обычным входом, как это выглядит в Италии или в других странах.
Это семейное небольшое помещение, где стоят витрины, есть несколько столиков и возможность присесть также где-нибудь на улице.
Хозяйка джелатерии Анастасия искала изначально именно такое помещение, чтобы продолжить итальянскую традицию и в Ставрополе.
– Я думаю, что это стечение обстоятельств. Искала ли я специально особняк? Нет. Искала ли я место для джелатерии – да, однозначно. Получилось так, что я не смогла найти такое помещение в центре города, юго-западный район я не рассматривала. Поэтому решила спуститься ниже – уже в старый центр. Проходила мимо здания и решила, что оно нам нужно. Дальше был путь поиска арендодателей или собственников. По итогу получился более масштабный проект, чем планировалось. Если бы это было маленькое помещение, мы бы открылись достаточно давно. Но я не знаю, насколько бы получилось передать эту историю, любовь, идею и ощущение того, что вы находитесь в маленьком уголке Италии, – рассказала Анастасия.
Как можно изменить губернский особняк?
Снаружи здание сочетает в себе губерскую историю города и итальянский уют. Между тем, залы внутри особняка выглядят весьма современно. Так, один из них украшает арт.
– Мне хотелось, чтобы зал был розовым. Сама идея – это идея эволюции, идея сказочных персонажей, которые либо существовали когда-либо (в сказах, книгах). На одной из стен нарисованы грибы, как одна из самых древних систем жизни, а уже на соседней Зевс держит адамово яблоко. Все элементы объединяются алой лентой, идеей эволюции и в то же время сотворения мира, – рассказала Анастасия.
В скором времени владельцы хотят закончить летнюю площадку на заднем дворе. Мысль задействовать уютную территории за зданием довольно редкая для Ставрополя.
Что известно об истории здания?
- Со мной сейчас работает девушка, которая пытается более глубоко изучить историю здания. Дом числится особняком Рублева. Не факт, что это достоверная информация. Нам удалось раскопать, что на этом месте было деревянное здание, которое как раз-таки принадлежало Рублеву, после чего сооружение снесли и построили этот особняк. Но, скорее всего, это был уже не Рублев – в эти годы здание принадлежало Ртищевым. В свою очередь, вероятно, это были не купцы и не местные Ртищевы, потому что их нигде нет в реестре чиновников или высокопоставленных горожан Ставрополя. При этом нет информации о покупке или продаже этого здания и земли (например, как Рублевы продавали ее Ртищевым).
Согласно книге Германа Беликова «Старый Ставрополь», первое деревянное здание построил здесь в 1820 году священник Евграф Рублев. По преданию Рублевых, Евграф был из рода иконописца Андрея Рублева и был сослан на Кавказ в 20-е годы за связь с декабристами. В городе он был настоятелем Троицкого собора.
«В 80-х годах XIX столетия западная часть усадьбы Рублевых продали полковнику Погуляеву, который на приобретенном месте построил себе каменный дом. Немного позже этот дом он продал Петру Лукину, чиновнику, который в свою очередь перепродал его роду Ртищевых», – говорится в книге.
Как узнала хозяйка джелатерии, в 30-е годы XX века в соседнем здании был пункт милиции (сейчас это магазин «Студент»), а здесь – вытрезвитель. В 50-е годы в доме обосновался детский сад. После был магазин «Иголочка», где продавали товары для рукоделия (именно по нему здание помнят многие горожане). Последние 10 лет особняк пустовал.
Между тем, арендаторам уже пришло несколько штрафов. Особняк начала XX века является памятником архитектуры и объектом культурного наследия регионального значения. Это сковывает руки владельцам и арендаторам, если те хотят вносить изменения в конструкцию и вид здания.
О том, что ограничения для объектов культурного наследия приносят неудобства, признавала Анна Конева, начальник краевого управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.
- Это соблюдение интересов истории и современного использования – в любом случае от этого никуда не уйдешь. С одной стороны ты хочешь сохранить то, что было и донести это до нашего времени, а с другой люди приходят со своей болью, – подчеркнула начальник управления в нашем материале.
Подробнее о других памятниках культуры и их судьбах читайте в специальном проекте АТВмедиа «Лицо города».