15 августа 2025, 08:43 Автор: Анастасия Смазнова

Сказочное Ставрополье: о сказках в регионе рассказали филолог и культуролог

Что почитать, написанного в Ставропольском крае в этом жанре? Ищите ответ в материале
Сказочное Ставрополье: о сказках в регионе рассказали филолог и культуролог
Фото: АТВмедиа
1920
1280
true
1280
1280
true
1706
1280
true
1920
1080
true

Какое оно – сказочное Ставрополье? Конечно, для многих наш край сказочный хотя бы потому, что южный и теплый. Но мы не об этом. Мы решили посмотреть на Ставрополье с точки зрения народных и литературных сказок. А помогли нам профессор кафедры отечественной мировой литературы гуманитарного института СКФУ Людмила Бронская и кандидат исторических наук, доцент ГБОУ ВО СГПИ, культуролог Дмитрий Пикалов.

Фольклор – корни ставропольской сказки

Дмитрий Пикалов объяснил: сказки появились на Ставрополье одновременно с людьми. Вероятно, еще с неандертальцами, которые останавливались на КМВ. Позже жили на Ставрополье и приходили в регион многочисленные народы, автохтонные племена (прим. ред. – местные), известные как кобанцы, киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, хазары, ногайцы, горцы Кавказа, русские. С каждым из этих народов приходили и их сказки.

«Нужно понимать, что Ставрополье многонациональный регион, так что здесь сохранился фольклор многих народов, от нартского эпоса до сказок терских казаков. Хотя нартский эпос – это не совсем волшебные сказки. Это продукт фантазии племенной аристократии. Это эпос, а эпос в отличие от сказки всегда трагичен. Если герои волшебной сказки после всех злоключений вступают в брак и живут долго и счастливо, то герои эпоса обычно гибнут», – обратил внимание эксперт.

Дмитрий отметил, что сказки терских казаков, например, в отличие от архаичных русских сказок далеко не всегда заканчиваются хорошо. По словам культуролога, это показатель того, что в основе этих сказок лежат более поздние представления эпического и протолитературного (прим. ред. – ранние, зачаточные формы литературы) характера.

Фото: сгенерировано нейросетью krea.ai

«Есть терская сказка «Русалка», в которой казак влюбляется в призрачную женщину в лесу, а его друг-чеченец пытается безуспешно его спасти. В конце казака губит любовь к русалке. Это совсем не традиционный конец сказки, он ближе к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». 

Вообще, характер терских казачьих сказок – бытовой, они высмеивают разные недостатки – жадность, недалекий ум, горделивость, упрямство. Есть сказка про жену, которая всё делала наперекор мужу, и в итоге, прыгнула назло ему в реку и утонула. Как у Григория Остера в его «Вредных советах», – привел примеры собеседник.

В ставропольском фольклоре отражается соседство края с народами Северного Кавказа, подметил Дмитрий Пикалов. Так, в терских сказках казаки дружат с горцами, кумовья у них – цыгане, и ходят казаки за советами не только к атаманам и генералам, но и к мусульманскому мулле. В одной из сказок даже есть главный герой по имени Магометан Магометанович, и женится он по сюжету на царской дочери.

«Нередко в ставропольских фольклорных сказках встречается жаркая степь– куда ж нам без нее. А вот ставропольский ветер – не помню, чтоб встречал. Нужно перечитать», – подметил культуролог, говоря об отражении в краевых народных сказках местной природы.

А всем известная сказка про деда, бабу и курочку Рябу? Оказывается, ее корни тоже уходят к терским казакам. Дмитрий рассказал, что именно среди их сказок можно найти более полный вариант сказки «Курочка Ряба». А та история, которая сейчас печатается в разных сборниках, – это продукт редактуры XIX века, когда из сказки выбросили все сомнительное и непонятное. А такого там, по словам, культуролога, было много.

«Это ведь сказка про конец света. В ней яйцо куриное – это символ жизни, а яйцо золотое – наоборот, символ апокалипсиса. Из золотого яйца ничего родиться не может, поэтому после того, как курочка ряба снесла золотое яичко, а мышка его разбила, колодец наполнился кровью, девка вёдра разбила, дьяк жену побил, а священник сжег церковь, и наступил конец света.   Именно у терцев эта старинная русская сказка сохранилась практически в своем первозданном виде», – объяснил эксперт.

О фольклорных сказках мы также поговорили с Людмилой Бронской. Эксперт отметила, что на ставропольский фольклор повлияли также хоперские казаки, владимирские уланы, крестьяне, выходившие из крепостной зависимости и заселявшие будущий Ставропольский край. Они приносили на эти территории свои истории, в основном в виде народных песен.

Фото: unsplash.com / Michael Walk

Профессор считает, что именно с народных сказок нужно начинать знакомить детей с литературой. В том числе благодаря фольклору в человеке формируется этнонациональная ментальность. 

Людмила Бронская советует к прочтению такие народные сказки, связанные со ставропольскими землями:

  • Сказки терских казаков;
  • Сказки казаков-некрасовцев. Они делали полевые записи, возвращаясь в конце 50х – начале 60-х годов из Туриции. Есть заметки и из Ставропольского края;
  • Карачаевские народные сказки 70-80-х годов, когда Карачаево-Черкесия была частью Ставропольского края;
  • Абазинские народные сказки.

Литературная сказка на Ставрополье

О литературной сказке на Ставрополье нам тоже рассказала Людмила Бронская. По словам собеседницы, этот жанр литературы пришел в регион не так давно – примерно в середине – второй половине XX века. И это не самое распространенное направление у ставропольских писателей. 

Те сказки, которые есть на Ставрополье, ориентированы именно на детское чтение, уточнила профессор. Ведь если говорить о жанре сказки не только в пределах Ставрополья, то часто писатели обращались в них ко взрослым. Такие произведения изначально были ироничными и нескромными, и только со временем адаптировались под детское чтение.

Фото: freepik.com

«В Ставропольском крае не очень много литературных сказок, и это нормально, ведь речь идет о локальной литературе, которая существует по своим законам. Здесь востребованы определенные жанры, определенные темы, проживают определенные читатели. На это и опираются местные авторы», – обратила внимание профессор.

Людмила Бронская посоветовала почитать таких ставропольских авторов, причастных к жанру сказки:

  • Сергей Бойко. Он больше писал не сами сказки, а о сказках. Так, например, у писателя есть книги «Великие сказочники мира», «Что за прелесть эти сказки», сказочная повесть «Волшебная страна Пьера и Шарля Перро».
  • Поэт Александр Екимцев. Он не был сказочником, но в его стихотворениях есть сказочные мотивы, приемы и герои, пришедшие из сказок. В особенности Екимцев наделял в своих стихах чертами фольклорных героев животных. Краевая детская библиотека, которая находится на улице Мира в Ставрополе, носит имя Екимцева.
  • Поэт Николай Ананьченко. Он пришел в детскую литературу из медицины. Будучи детским врачом, Ананьченко писал стихи для детей. Людмила Бронская отметила, что Николай умел общаться с детьми, договариваться с ними. И так же хорошо у него получались стихи для юных читателей разных возрастов – и дошкольников, и учеников средних классов. Произведения поэта тоже не являются сказками в буквальном смысле, но содержат сказочные элементы и сюжетные повороты.
  • Поэт Любовь Шубная. У нее есть книги как для взрослых, так и для детей. В основном Любовь пишет для младшеклассников, но есть и произведения для дошкольников. Иногда она пишет в жанре литературной сказки. Например, у Любови Шубной есть сказка про зайца,  у которого был свой взгляд на правописание и который вступал в полемику с теми, кто сопротивлялся его своеобразному пониманию орфографии и орфоэпии.
  • Поэт Елена Гончарова. В своих стихах она обращается в основном к взрослому читателю, но так как она трижды мама – конечно, она понимает психологию ребенка и может писать для детей. Так, у нее есть несколько детских книг в виде набора открыток. В основном герои стихов Елены – животные со сказочными чертами, но есть и более реалистичные персонажи. 
  • Евгений Золотаревский, также известный под псевдонимом Иоанн Рутенин. Он был воцерковленным человеком, писал как стихи, так и прозу. У него есть поэтическое наследие – сборник псалмов, где автор обращается к взрослому читателю. А с конца 70-х годов Евгений начал осваивать такой жанр, как духовная сказка, корни которой тоже восходят к фольклорному началу. Созданные тогда произведения вошли в сборник «Рыбак и жемчужина», ориентированный именно на детское чтение. Одна из самых ярких, по мнению Людмилы Бронской, сказка Иоанна Рутенина – «Златокудрый инок».
  • Андрей Губин. В его романе «Молоко волчицы» есть и песни, и легенды, хотя не всегда сказочные, и притчи, и исторические фрагменты.
  • Евгений Чеширко. Его самая известная книга – «Дневник Домового». Она о проделках Домового и Кота, живущих в квартире с Хозяйкой, ее мужем и другими обитателями. В одной из книг Евгения под названием «Мрачная история» можно встретить отсылки к местам Ставропольского края. В центре сюжета – мальчик-волшебник, который не хотел быть волшебником и отправился в путешествие в поисках себя. В книге встречаются топонимы Стрижгород (Ставрополь), Темная река, Шестигорье и другие.

Людмила Бронская отметила, что произведения Чеширко – это что-то среднее между литературной сказкой и фэнтези. 

«В литературных сказках Ставрополья сложно выделить особенности, которые отражали бы быт, культуру края. Это может быть связано в том числе с тем, что многие известные детские ставропольские писатели родились не на ставропольской земле. Возможно, где-то будут употребляться слова «степь» или «ковыль», но они универсальные. Региональные особенности чаще можно встретить в фольклорных сказках, чем в литературных», – пояснила эксперт.
Фото: freepik.com

Тем не менее у литературной сказки на Ставрополье есть будущее, считает Людмила Бронская. Это очень важный жанр, к тому же, сейчас граничащий с популярным фэнтези. Поэтому нишу сказочников в крае можно назвать свободной и перспективной.

«Я думаю, что пока писательство в почете, до тех пор мы можем надеяться, что среди писателей будут те, кто вспомнит о жанре литературной сказки. В целом – не важно, в каком жанре будет писать человек. Главное, чтобы он был талантлив, честен и добр», – подытожила профессор.

Напомним, на базе библиотеки № 11 в Ставрополе работает клуб «Многогранник» – место силы любителей фантастики. Как местные авторы пишут о социальном неравенстве, ИИ и детской магии в этом жанре – рассказываем здесь.

А еще мы собрали в одном материале ставропольских авторов, работы которых стоит прочитать по мнению сотрудников краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Ищите список по этой ссылке

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости  
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство использования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой использования Cookie.