В новом году бизнес потерпел многие изменения. Помимо смены системы налогообложения стала обязательной маркировка некоторых видов товаров. Как зарегистрировать продукцию и где она будет отслеживаться – читайте в нашем материале.
Какие товары подлежат маркировке?
Проекты по маркировке продукции действуют в России уже несколько лет. Первый из них стартовал в 2016 году в отношении шуб и меховых изделий. Далее в декабре прошлого года к ним добавились фотоаппараты и лампы-вспышки, табачная продукция, обувь и лекарства.
С начала 2021 года обязательной регистрации теперь подлежат:
- шины и покрышки (товар, поступивший в оборот до 1 ноября 2020 года, нужно успеть внести в систему и снабдить кодами до 1 марта 2021 года)
- духи и туалетная вода (до 30 сентября 2021 г. разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 года)
- товары легкой промышленности (до 1 февраля участники оборота должны промаркировать все товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года)
Маркировку товаров легкой промышленности регулирует Постановление Правительства № 1956 от 31 декабря 2019 года. Согласно ему, регистрации подлежат:
- Одежда из натуральной или композиционной кожи;
- Блузки, рубашки и батники, женские или для девочек трикотажные или вязаные;
- Пальто, дождевики, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные текстильные изделия мужские или для мальчиков, кроме трикотажных или вязаных;
- Пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных;
- Белье постельное;
- Белье столовое;
- Белье туалетное и кухонное.
Продолжается эксперимент по маркировке молочной продукции, упакованной воды, пива и пивных напитков, велосипедов и кресел-колясок.
Этапы маркировки товаров
Все зарегистрированные товары отслеживаются в системе ЧестныйЗНАК. В ней любой человек сможет посмотреть всю необходимую информацию о продукции.
Прежде чем начать маркировать товары, необходимо зарегистрироваться в данной системе. Для этого нужно:
- подать заявку на регистрацию в системе маркировки;
- получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
- зарегистрироваться в личном кабинете участника оборота;
- получить консультацию Честного ЗНАКа о дальнейшей работе в системе, необходимом оборудовании и ПО.
Коды DataMatrix нужно заказать в самой системе. Распечатать этикетки можно у компаний, кто помогает с внедрением маркировки, или заняться самостоятельно с помощью принтера.
Далее наступает маркировка товаров:
- Производитель наносит на товар цифровой код (это паспорт, который невозможно потерять или подделать).
- Весь путь товара фиксируется на каждом этапе.
- В магазине сканируют код товара и размещают его на полке.
- Товар продали на кассе – в системе «код вышел из оборота».
- Всю информацию о товаре можно будет посмотреть в мобильном приложении Честный ЗНАК, которое скоро появится.
Отметим, что поступление товара от поставщика в розничный магазин происходит по электронной накладной в формате универсального передаточного документа (УПД).
Для системы маркировки нужно будет потратиться на коды (50 копеек без НДС и 60 с добавочной стоимостью), оборудование для сканирования и печати кодов и другое.
Штрафы и санкции
Штрафы за нарушение правил маркировки прописаны в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях. За отсутствие маркировки на товарах грозит:
- от 5 до 10 тысяч руб. (для должностных лиц)
- от 50 до 300 тысяч руб. (для юридических лиц и ИП)
В случае нарушения товар конфискуют.
За нарушения при особо крупном размере продажи может наступить уголовная ответственность.