Недавно «Города за здравый смысл» опубликовали в Instagram-аккаунте данные о структуре перемещений по Ставрополю. Данные урбанисты взяли из Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), которую городская Дума утвердила 15 сентября 2021 года. Согласно аналитике, на общественном транспорте передвигаются 42% жителей города, а личный транспорт используют 33% ставропольцев. На такси до места назначения добираются 8% жителей, а на служебном транспорте – 2%. Среднее время поездки по городу составляет 42 минуты. Оставшиеся 15% относятся к категории «иное», которая, скорее всего, подразумевает пешеходов.
Ставропольский урбанист Андрей Черняков пояснил корреспонденту АТВмедиа, что текущая структура перемещений по Ставрополю является довольно типичной для большинства крупных городов России.
«В текущей ситуации такая структура является прямым следствием проавтомобильной транспортной политики, которую проводит наша администрация последние 5-7 лет. С учетом личного транспорта и такси получается, что 41% горожан перемещаются на авто. Доля перемещений на общественном транспорте – 42%, и они практически равны между собой. Раньше, когда качество общественного транспорта было лучше и уровень автомобилизации населения не был таким, как сейчас, большее количество горожан перемещалось на общественном транспорте. Как вывод из этих цифр – город всё больше забивается машинами», – комментирует урбанист.
Сейчас в Ставрополе уровень автомобилизации населения находится немного выше среднего уровня по России. Последние три года проблемы с пробками в городе усиливаются. Особенно остро их можно ощутить осенью, с началом учебного года.
Как показывают исследования экспертного центра «Пробок.нет», для формирования заторов достаточно, чтобы на улицы города выехали порядка 15% машин. Это правило действует для большинства городов. Кроме того, некоторые дороги не справляются с нагрузкой из-за маленькой пропускной способности.
«Пропускная способность основных магистралей города давно исчерпана – это видно по Шпаковской, Тухачевского, Доваторцев – вместить большее количество машин они не могут чисто физически», – сказал Андрей Черняков.
Снизить количество пробок удастся благодаря привлечению внимания горожан к общественному транспорту. Для этого Ставрополю необходимо отказаться от проавтомобильной политики. Она подразумевает улучшение условий передвижения по городу в основном только для личного транспорта.
«Город должен создаваться с равными условиями для пешеходов, пользователей общественного транспорта, велосипедистов и самокатчиков, водителей. Приоритеты последних не должны превалировать над остальными. Это в том числе закреплено и в ФЗ о дорожной деятельности», – отмечает урбанист.
Например, городу стоит отказаться от сокращения пешеходных фаз на светофорах, закрытию выделенных полос для общественного транспорта и подчеркивания приоритета автомобиля на городских дорогах.
«Нужно пересмотреть полностью маршрутную сеть, отказаться от маршруток, развивать троллейбусное движение и вводить выделенные полосы – не менее 30 км. Создавать полноценный транспортный сервис. Только так можно привлечь пассажиров», – подытожил Черняков.
Напомним, движение 48 маршрутки и 20 автобуса в Ставрополе можно отследить онлайн. Теперь ставропольцы могут ориентироваться, к какому времени лучше подойти на остановку.