«Зумеры» окружены большим количеством мифов: книгам они предпочитают интернет, отказываются от образования и выбирают общественные протесты, живут одним днем, не хотят строить семью и не дорожат памятью о предках.
В Северо-Кавказском федеральном университете с этим не согласны. Большинство сегодняшних обучающихся вуза и недавно выпущенных студентов – это представители того самого поколения Z, родившиеся в 1995-2005 годах. И это молодые ребята, которые добиваются успеха, строят карьеру, движутся за мечтой, но видят мир, возможно, немного иначе.
Почему новый взгляд на мир напрямую связан с медиапространством, какой контент потребляет молодежь и как цифровое восприятие влияет на их самоопределение, описано в недавнем исследовании аналитической компании Edison Research. Сотрудники пресс-службы СКФУ собрали основные тезисы и на личном опыте объяснили главные медиатенденции среди молодежи.
«Зумеры» считают себя открытыми и принимающими
Они описывают себя как «гибких», «прогрессивных» и «толерантных». Зачастую ребята говорят о жизни в постоянно меняющемся мире, который буквально требует подобных качеств. На это мог повлиять тот факт, что их поколение является более разнообразным в этническом и социальном отношении по сравнению с родителями и уж тем более с бабушками и дедушками.
«Зумеры» несут на себе большую умственную нагрузку и устают
Несмотря на юный возраст, они успели пережить пандемию COVID-19 и различные культурные конфликты. Такой опыт по-настоящему утомляет, особенно когда стресс успевает накопиться.
Во многом на это также влияют информационная нагрузка и шум, от которого практически невозможно избавиться.
«Журналисты, блогеры и другие создатели контента, стремящиеся привлечь внимание этого поколения, должны учитывать, что «зумеры» так перенапряжены именно из-за своей избирательности. Они не торопятся осуждать или отвергать что-либо, если только это не кажется им недостоверным или вредным. Поэтому, например, им не близка «желтая пресса». При этом, новое поколение умеет беречь себя и открыто выражать потребность в отдыхе и восстановлении моральных и физических ресурсов«, – добавляет выпускающий редактор пресс-службы СКФУ Александра Котлова.
Центральное место в жизни «зумеров» действительно занимают смартфоны
Если посмотреть на численные показатели, то у 93% представителей этого поколения есть смартфон, и более половины своего дня они тратят на прослушивание музыки через мобильные приложения.
Помимо этого, почти все «зумеры» просматривают через телефон потоковые видео в ленте различных социальных сетей, а еще треть – играют в игры.
Независимо от формата контента, цифровая среда настойчиво становится для молодежи вторым миром наравне с реальностью. К развлекательной информации присоединяются образовательная и просветительская, поэтому назвать медиапространство злом точно не получится.
Вторая незаменимая вещь для «зумеров» – это наушники
Молодежь проводит больше времени с музыкой, чем остальное население. Это касается не только зарубежных «зумеров», но и тысяч ребят, которые сидят в наушниках во всех российских автобусах и маршрутках.
«Музыка буквально собирает все тренды в единую цепочку. Через любимые треки «зумеры» самовыражаются и проявляют себя, они совмещают отдых и развлечение, а еще выпускают эмоции, как позитивные, так и негативные. Ну и нельзя выпускать из виду социальную миссию музыки, – она объединяет молодых ребят, которым в силу возраста может быть особенно одиноко«, – объясняет специальный корреспондент пресс-службы СКФУ Александра Плещенко.
Медиаэксперты также отмечают, что представители нового поколения предпочитают цифровые медиа и активно пользуются интернетом, плохо концентрируются и быстро устают от однотипного содержания. Именно поэтому журналистам и блогерам необходимо сосредоточиться на качественном и оригинальном материале, который будет выделяться среди остальных.
Кроме того, важно использовать технологические инновации и интерактивные форматы. Вместо того, чтобы просто создавать контент ради контента, нужно уделять внимание заботе об аудитории и делать материалы, которые будут стимулировать их мышление и вовлекать в диалог. Это поможет медиакомпаниям установить более глубокую связь с пользователями и завоевать не только их интерес, но и доверие.
Возможна ли жизнь ребенка без гаджетов и обязательно ли детей нужно от этих гаджетов отрывать? В этом вместе с экспертами попыталась разобраться редакция АТВмедиа в материале.