7 октября 2025, 15:10 Автор: Александра Енина

Мотоцикл для ребенка: как питбайки стали проблемой и что делать, чтобы ее решить?

Разбираемся, почему дети водят питбайки и как предотвратить трагедии
Мотоцикл для ребенка: как питбайки стали проблемой и что делать, чтобы ее решить?
Фото: freepik.com
1920
1079
true
1079
1079
true
1438
1079
true
1918
1079
true

Популярность питбайков растет, увеличивается и количество тяжелых аварий с их участием по всей России. По данным краевого ГИБДД, в 638 ДТП на Ставрополье уже погибли 83 молодых человека и 919 травмированы. За последние два месяца мы рассказывали о трех авариях, в которых пострадали и погибли подростки на питбайках: один человек в Георгиевском округе, один – в Ставрополе и двое – в Михайловске. Самому младшему из них было 13 лет.

В материале разберемся, что такое питбайк и где на нем кататься, как в Ставрополе решают проблему детского вождения, а также обсудим с психологом, почему детям хочется риска, и что делать родителям.

Что такое питбайк?

Фото: Алексей Поддубный

Питбайк – это не совсем мотоцикл, да и вообще не транспортное средство. Он считается спортивным инвентарем. Ездить на нем можно только по специализированным трассам для мотокросса. Запрещено выезжать на питбайке на дороги общего пользования и тротуары, в парки и скверы. В ГИБДД отметили, что ездить на питбайке по бездорожью также запрещено.

На питбайке можно ездить только в экипировке. Из чего состоит обязательный комплект:

  • шлем;
  • мотоботы;
  • защитный жиле-панцирь;
  • мотокуртка и мотоштаны;
  • наколленики и налокотники;
  • кроссовые перчатки и маска;
  • защита шеи.

Почему на питбайке нельзя ездить по городу?

  • Нет световых приборов: фар, задних фонарей, стоп-сигналов, поворотников, габаритных огней. Это делает питбайк незаметным и непредсказуемым для других водителей.
  • Нет зеркал заднего вида: водитель не контролирует обстановку позади себя.
  • Нет спидометра: водитель не знает, с какой скоростью едет.
  • Нет звукового сигнала: невозможно предупредить других участников движения.
  • Нет регистрации и номеров.
  • Нет ОСАГО.
  • Нет сертификата: у питбайков нет официального документа о безопасности и соответствии Техническому регламенту Таможенного союза – то есть, нет доступа к дорогам общего пользования.

Где в Ставрополе можно кататься на питбайке?

В Ставрополе и крае есть специальные клубы для питбайкеров, например: KrossMoto и AktivMoto. В них можно водить питбайк под присмотром инструктора и получить бесплатную экипировку (защитный шлем, подшлемник, пара перчаток).

А также есть мотодромы, где можно научиться водить мотоцикл, арендовать и починить технику и свободно кататься:

  • «Адреналин» – ул. Коломийцева, 1Д;
  • «Эндуро Райдер» – ул. Космонавтов, 100;
  • Мотопрокат «База М31» – Старомарьевское шоссе 31/1.

Почему подростки водят питбайки?

Так как питбайк – не транспортное средство, а спортинвентарь, официальных возрастных ограничений и водительских прав для него нет. Кроме того, питбайк ощутимо легче обычного мотоцикла – он может весить от 50 до 100 килограмм, и управлять им проще.

Техника стала доступнее, сегодня питбайк можно купить за 35-50 тысяч рублей. А значит, это по карману большому числу взрослых и их детей.

«Есть женщина, которая уже шестой питбайк покупает своему ребенку, невзирая на все замечания. Если не будет сознательности, трагические истории будут множиться», – отметил на совещании общественной палаты Ставрополья Вячеслав Коноваленко, начальник отдела управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по краю.
Фото: Госавтоинспекция Ставрополья

Как будут решать проблему с питбайками?

Что делать, если питбайкера поймали на дороге? Казалось бы, он автоматически становится участником дорожного движения и, в случае нарушений, может быть привлечен к ответственности. Но нарушитель скажет, что это вовсе не транспорт. Поэтому сейчас ГИБДД штрафуют юных мотоциклистов и их родителей не по всем статьям о нарушении ПДД, а лишь по трем:

  • 30 000 рублей – штраф родителям за выезд ребенка на питбайке на дороги общего пользования. Это статья о передачи управления несовершеннолетнему (ст. 12.7 КоАП),
  • 100-500 рублей – за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию (ст. 5.35 КоАП).
  • 5 000-15 000 рублей – штраф подросткам, достигшим 16 лет, за езду без прав.

Кстати, после эвакуации питбайка родитель может забрать его в тот же день, предъявив чек, и ребенок будет кататься вновь.

Кажется, таких санкций уже недостаточно. 26 сентября общественная палата Ставрополья собрала специальное совещание по проблеме. На нем обсудили, что питбайки – это пробел в законе. Техника не имеет правового статуса, а штрафы для родителей минимальные.

На встрече предложили несколько мер для решения проблемы:

  • Признание питбайков и похожей техники транспортными средствами на законодательном уровне. Тогда можно будет обязать владельцев делать оформление и получать госномер. Водить питбайк можно будет только с правами соответствующей категории, а питбайкеров наравне с другими водителями будут привлекать к административной ответственности;
  • Внесение изменений в таможенное законодательство. Закон обязывает при ввозе такой техники на территорию РФ оформлять паспорт транспортного средства, это станет первым шагом к постановке на учет;
  • Запрет на заправку мототехники на АЗС лицам, не достигшим 18 лет. Сейчас похожий запрет действует в Татарстане. Подросткам до 16 лет и без водительских прав запретили заправляться на местных АЗС. Самих операторов заправочных станций штрафуют на 30-50 тысяч рублей.
  • Усложнение процедуры возврата задержанной техники. Повышение штрафов и введение обязательных профилактических бесед для детей и родителей перед возвратом питбайка.

Запланировано проведение расширенного заседания с участием прокуратуры, депутатов, министерства образования и представителей мотоспорта, с последующей разработкой проекта предложений. Параллельно продолжатся рейды и информационные кампании. Один из проектов – «Дети не водители».

«Сотрудниками Госавтоинспекции города Ставрополя на постоянной основе проводится профилактическая работа как со взрослыми участниками дорожного движения, так и с несовершеннолетними. Идет как адресная работа в образовательных организациях разного типа, так и рейды, направленные на профилактику нарушений с использованием кроссовых мотоциклов», – отметили в управлении ГИБДД по Ставрополью.
Фото: Алексей Поддубный

Почему подростки идут на риск: детская психология и советы родителям

Мы задали вопросы о детском риске Марине Грицай – клиническому психологу и автору проекта «ПСИХОСРЕДА».

«В подростковом возрасте мозг активно перестраивается. И есть такое понятие, как центр эмоций или миндалина, она в это время работает очень ярко. А зона, которая отвечает за контроль последствий – префронтальная кора – все еще формируется и будет формироваться даже после 20 лет. Рискованные поступки в норме – это поиск границ и ощущения собственной силы», – отметила психолог.

Желание адреналина и острых ощущений – это норма? Как управлять этими желаниями?

«Да, желание адреналина – это естественная часть человеческой физиологии. В психологии это еще называется «потребность в инциденте». Важно научиться давать безопасный выход адреналину и удовлетворять эту потребность в инциденте через спорт, танцы, соревнования, сцену. Там, где ты получаешь дозу адреналина для того, чтобы не искать этот драйв в угрозе жизни. Потому что обычно угрозе подвергают себя люди, у которых эта потребность не может удовлетвориться легальным способом».

Какие факторы могут тянуть ребенка к рискованному поведению?

«К внутренним факторам я бы отнесла незрелость определенных частей мозга, темперамент и характер. То есть все, что связано с любопытством, стремлением себя испытывать, получать признание, снять напряжение, компенсировать чувство одиночества. К внешним я бы отнесла все, что связано с давлением сверстников, когда экстрим романтизируется в соцсетях и фильмах. Сюда же относится отсутствие безопасных способов почувствовать драйв, свободу, признание».

Что делать, если подросток идет на риск, чтобы быть «крутым» в компании?

«Для подростка очень важно быть принятым в группе. Это не просто какой-то бзик, как говорят родители, а буквально биологическая потребность, это определено природой. И если в компании крутость измеряется такими опасными поступками, то ребенок может идти на риск, даже если он этого боится. И здесь очень важно его не стыдить, а перевести разговор из осуждения в интерес. Можно давать комментарии, например: «Я вижу, что тебе важно быть смелым, а как ты еще можешь показать это, но при этом не рисковать жизнью?». Очень важен разговор, глубокие вопросы и диалог с ребенком».

Почему подросткам хочется нарушать правила?

«Нарушение – это некий способ подростков отделиться от взрослых и почувствовать автономию. Подросток обычно проверяет границы других, и особенно он проверяет границы себя. Буквально, где я – это я? Что я могу? На что я способен? Если в семье очень много запретов, то, конечно, бунт становится формой проявления, самоутверждения. Либо наоборот, бывают такие семьи, в которых очень много дозволенностей. Покупаются самокаты, питбайки – бери, занимайся, мы тебе разрешаем и доверяем. Но в данном случае важно говорить: «Ты можешь кататься, но только в шлеме, с тренером и в специально отведенных местах».

Что делать родителям: как не запрещать ребенку его интересы, но оградить от опасности?

«Прямые запреты без объяснений никогда не работают. Запретный плод всегда сладок. Подростки не столько слышат слова «тебе нельзя», сколько ловят тон и какую-то логику в этом во всем или ее отсутствие. Вместо «нельзя» можно говорить такие фразы, где родитель делится своими чувствами: «Мне важно, чтобы ты остался жив. Давай подумаем, как сделать так, чтобы твои интересы были какими-то более безопасными, или как мы можем их обезопасить». То есть, проживать альтернативы: говорить о специализированных местах для питбайков и защите для тела. Если ты посещаешь такие занятия, то тебе нужно идти пешком, а не ехать по городу».

Как говорить с ребенком так, чтобы не стать для него скучным морализатором?

«Самое главное – подпитывать любопытство вместо каких-то нотаций, потому что нотации вообще ни для кого не интересны. Ни в коем случае нельзя осуждать ребенка, нужно наоборот интересоваться у него: что тебе дает скорость? Что ты чувствуешь, когда делаешь рискованный трюк? Такие вопросы позволяют ребенку начать размышлять, а не просто защищаться, как в случае с нотациями».

Вокруг много взрослых, которые делают рискованные, опасные вещи. Почему такие образы кажутся нашей психике привлекательными? Как объяснить ребенку грань между крутым байкером и безрассудством?

«Образ такого взрослого, который ничего не боится, очень притягателен, потому что дети видят в нем силу и свободу. А это как раз-таки одни из главных ценностей у подростков. Важно показывать ребенку, что сила не столько в риске, сколько в умении управлять собой. Нужно объяснить, что настоящие байкеры или те, кто занимается экстремальным видом спорта, тратят годы. То есть показать подростку, что за такими трюками стоит опыт и тяжелые тренировки, чтобы научиться ездить красиво, безопасно. А еще мне кажется, стоит сказать ребенку, что смелость – это когда ты умеешь думать наперед».

Лесные гонщики: как развивается маунтинбайк в Ставрополе? Об особенностях этого вида спорта, успехах ставропольских спортсменов и развитии велогоночной инфраструктуры в городе читайте в материале.

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости  
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство использования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой использования Cookie.