Образование играет ключевую роль в развитии личности и общества. Но в процессе ребёнок и родитель могут переживать из-за предстоящих экзаменов, ставить под вопрос эффективность нынешней системы обучения и считать, что школы недостаточно.
Чтобы разобраться, мы поговорили с Анастасией Шрамко – учителем русского языка и литературы, советником директора по воспитанию ГБОУ СК «Лицей № 14 им. Героя РФ В.В. Нургалиева Ставрополя и призером Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2021 года.
– Понимают ли современные дети важность образования?
– Понятное дело, что сейчас дети не понимают значимость образования, как, скажем, 30 лет назад. Видя сейчас разные успешные сценарии (самый типичный пример — блогеры), они понимают, что и без образования, они смогут реализоваться. На мой взгляд, детям просто надо показывать и неудачные сценарии.
Привить понимание того, что образование важно, могут только в семье. Школа без родителей не воспитает. Мы можем направить, мы можем поддержать, увидеть вовремя, но основная сила воспитания заключается в семье, поэтому родителям очень важно обращать внимание на значимость образования.
В то же время и себе, как родителю, нужно давать ответ на вопросы «а зачем ребёнку образование? Оно правда ему надо? Или это мне надо? Или, может быть, он сам пока не знает, что ему надо?» Всегда есть те люди, которые идут в вуз и сами не понимают, зачем. Или делают это, потому что родители хотят. И всегда есть люди, которые идут в колледж и потом очень хорошо живут, счастливо работают по специальности.
– Какие есть проблемы у учеников, которые мешают им обучаться?
– Тут хотелось бы обратиться к родителям. У детей, если вы им с двух лет даете телефон или планшет, ухудшаются когнитивные способности — критическое, аналитическое мышление. Это уже не страшные сказки, а действительность.
У детей, которые сейчас в пятом, шестом, седьмом в классе, объективно хуже когнитивные способности. Не у всех, а у тех, кто с детства пользуется гаджетами. При этом они более творческие, у них лучше развито креативное мышление. Но оно не всем поможет реализоваться в жизни.
Например, даю тему, дети-отличники очень стараются, но не могут с первого раза ее усвоить. Даже простой алгоритм трех-четырехшаговый в их голове с первого раза и даже со второго не укладывается. Одно правило иногда с ними нужно проходить три раза. Это проблема, и ее могут решить только родители, научив ребенка правильно обращаться с гаджетами.
– В 2020 году, когда вспыхнул коронавирус, система образования на время перешла в дистанционный формат. Это позволило посмотреть на процесс обучения по-новому и привнесло в него определенные изменения. Что вы думаете о дистанционном образовании? Какие есть плюсы и минусы есть у такого формата?
– Один из плюсов – это перевернутое обучение. Например, у меня есть записанные видеоуроки. Если ребенок болеет, я просто скидываю ему видеоурок по теме, даю упражнение с автопроверкой, он мне присылает скриншот, а я комментирую ему его ошибки. Но для успешной реализации дистанционного обучения в полной мере нужно техническое оснащение.
Оно никогда не заменит очное. Когда говорят о дистанционном обучении, вспоминают ковидные времена. Но был карантин, очно занятия не могли проходить. В стандартных условиях дистанционное обучение никогда не заменит очное, но при должном умении обращаться с цифровым контентом оно становится очень полезным инструментом для класса. Например, для болеющих учеников.
– Важно ли детям заниматься самообразованием, и как лучше всего вдохновить ребенка на это?
– Не всем детям нужно самообразование. Ко мне обращался человек, взрослый родитель, и у него девочка. Она интересуется только сферой красоты и хочет стать визажистом. Она и так эти ролики на YouTube смотрит, с видами макияжа и так далее.
Это ее самообразование. С точки зрения родителей это не так. Они считают, что ей нужны курсы английского и русского. В этом случае нужно либо объяснить, зачем они ей нужны, либо принять, что не нужны.
А чтобы ребенку в будущем легко давалась учеба, важно с малых лет работать с его саморегуляцией.
– Если родители могут поучаствовать в образовании ребенка, то какой это может быть вклад?
– Прежде всего нужно вкладываться в воспитание. Постоянно. Хотя бы учить детей экологично пользоваться гаджетами или отвлекать от них чем-то интересным. Временем с семьей в горах, где не ловит интернет, например. Это уже будет огромным вкладом.
Важно давать попробовать. Из личного опыта. Мой племянник не интересовался никакой дисциплиной, но когда пошел в «Сириус», очень вдохновился физикой. Сейчас он переходит в 9 класс, и он ориентирован на физмат.
Я также благодарна своим родителям за то, что они мне всегда давали попробовать. Макраме, гимнастика, танцы… Я хотела быть и ветеринаром, и фармацевтом, и лингвистом-переводчиком, но выбрала то, чего меньше всего хотела моя мама. Она была в шоке, но она не была против, когда я пошла в педагогический. Важно давать ребенку пробовать.
– А если ребенок не хочет пробовать?
– Здесь нужна мягкая сила. Не хочет на английский? Хорошо. Хочет видео на YouTube записывать? Ему понравится на курсах ораторского искусства. Сейчас у «Движения Первых» есть киберспорт, пилоты будущего. Попробовать — это не только дополнительный английский, волейбол, футбол. Сейчас больше возможностей реализовать свой потенциал.
– Сейчас у школьников идут экзамены, скоро поступление в вузы, колледжи. Какие рекомендации можете дать детям и родителям по преодолению стресса, усталости, переживаний?
– Я думаю, что полностью избавиться от стрессов, переживаний перед экзаменами у детей не получится, потому что будущее ребят зависит от полученных баллов. Но чтобы немного успокоить нервную систему, своим ученикам я рекомендую дыхательные практики. Каждый может найти свой способ успокоиться. В будущем это очень пригодится.
А родителям необходимо говорить детям, что вы их будете любить вне зависимости от того, как они сдадут этот экзамен. Говорить, что верите в них, не принижать ни в коем случае их талантов, поддерживать и говорить: «Сколько бы ты баллов не получил, мы все равно будем тебя любить, все равно ты наш самый лучший сын/наша самая лучшая дочь».
– Хватает ли детям школьной программы, чтобы подготовиться к экзаменам? Или родителям стоит искать репетиторов для детей, записывать их на дополнительные занятия?
– У меня были дети, которые после экзамена приходили и говорили, что они не занимались с репетиторами, только на уроках были. И у них были пятёрки или достаточно высокие баллы. Дело в том, что у них был высокий уровень саморегуляции. Репетитор нужен, если у ребенка проблемы с саморегуляцией, если у него были пропуски или он вообще не может самостоятельно обучаться. Чтобы система не давала образование — такого нет. Но очень много зависит от того, насколько ребёнок сам может себя заставлять учиться.
– Как вы считаете, всё ли хорошо с современным образованием в целом? Есть ли какие-то проблемы?
– Мне кажется, каждое поколение постарше считает, что поколение помладше безответственнее, оно все развалит и так далее. То же самое с образованием. Каждый раз поколение постарше будет говорить: «В наше время было лучше, а у вас тут дуростью занимаются». К идеалу мы никогда не придем. Всегда будут плюсы, всегда будут минусы. На самых высших федеральных уровнях эти проблемы тоже видят и понимают.
Тут хотелось бы процитировать Пушкина, Капитанскую дочку, где Александр Сергеевич говорит словами автора, что любые изменения должны быть постепенными, потому что резкие изменения — это революция, а самые лучшие изменения — они медленные. Тем, кто внутри системы образования, изменения видны. Мы движемся. Мы не стоим на месте, и мы точно не откатываемся назад.
Ранее мы рассказывали, как работают молодые учителя на Ставрополье, а также что думает опытный учитель о спорных вопросах по теме современного образования. Читайте об этом в материале по ссылке.
Автор: Матвей Станчев