21 июля 2022, 16:42 Обновлено: 27 марта 2023, 15:38 Автор: Полина Песоцкая

Киберспорт: вред или польза для ментального здоровья?

О том, как компьютерные игры влияют на психику и является ли это зависимостью, рассказала психолог из Ставрополя
Киберспорт: вред или польза для ментального здоровья?
Фото: pxhere
1920
1414
true
1414
1414
true
1885
1414
true
1920
1080
true

Есть два типа людей: те, кто считают, что гейминг – это просто новое хобби, которое способствует эмоциональной разгрузке, и те, кто уверен во вреде игр для психики игроков. Жестокие сюжеты, по мнению многих представителей старшего поколения, транслируют на молодежь неприемлемую модель поведения, но многие ученые, в свою очередь, опровергают такие предположения. Какая сторона все-таки права?

Чтобы разобраться в вопросе, корреспондент АТВмедиа пообщалась с психологом Евгенией Макаровой, а также игроками Адамом Чахаевым и Никитой Дерксеном из Ставрополя.

Мнение игроков                                             

Адам Чахаев – участник команды B8 (Dota 2), призер Всероссийского чемпионата по киберспорту 2020 года, многократный победитель соревнований Южного федерального округа, Ставропольского края, Кубка мэра.

По мнению игрока люди, связывающие киберспорт с увеличением уровня агрессии, не разобрались в данной теме как следует, ведь тому есть научные опровержения. В громкие заявления о вреде игр, доносящиеся с экранов телевизоров, Адам Чахаев призывает не верить.

«Увлеченность играми не является проблемой. В период развития подростков это одна из тех вещей, которые помогают, в первую очередь, уйти из стрессовой для них реальности», – рассказал киберспортсмен.

Связь между долгим игровым процессом и зависимостью, со слов дотера, необязательна. Часто многих обвиняют в игромании из-за того, что оттачивание навыков требует долгих тренировок.

Также геймер поделился, что в игре подросток может развить те качества личности, которые не проявляются в повседневной жизни из-за стеснения:

«Игры развивают умственные способности и лидерские качества, прививают некую системность. В 2022 году говорить о том, что игры вредны – просто смешно».

Если сами игры способны развивать подростка, что насчет «токсичного комьюнити» многих онлайн-игр? Как агрессивное поведение других игроков может сказаться на личности подростка? Адам Чахаев считает, что вред действительно может быть нанесен, если психика игрока еще не окрепла.

Однако киберспортсмен напоминает о функции «mute», которая позволяет сделать для вас невидимыми сообщения любого игрока во многих играх.

«В целом, токсичность – это данность, на которую особо никак нельзя повлиять, чтобы она не была вредоносной. Необходима стрессоустойчивость», – поделился дотер.

Решение этой проблемы Адам Чахаев видит в осознанном подходе популярных геймеров к игре, то есть в контроле над своим поведением. Ведь именно эти люди являются примерами для подражания многих других игроков.

Другой киберспортсмен – Никита Дерксен, победитель Кубка губернатора 2020 года, призер LAN-турниров (играет в CS:GO).

Геймер солидарен с предыдущим игроком в высказываниях о том, что игры не так вредны, как может показаться. По мнению Никиты, долгое времяпрепровождение в игре – это желание совершенствовать навыки для дальнейших побед.

«Я бы мог отказаться от игр, но не вижу в моем увлечении ничего плохого. Игры развивают логику и, самое главное, учат принимать важные решения за короткий промежуток времени», – поделился герой.

Главным фактором, способным нарушить ментальный баланс, киберспортсмен назвал моральный упадок после поражения. Однако Никита рассказал, что так игрок становится стрессоустойчивым и заручается поддержкой тренера.

Если же моральное давление на геймера оказывают токсичные игроки, герой рекомендует действовать следующим образом: стоит осознать, конструктивна ли критика. Если это так – ее следует анализировать, если нет – игнорировать.

«Со временем игрок перестаёт замечать каждое негативное сообщение в свой адрес», – считает киберспортсмен.

Мнение психолога

Психолог Евгения Макарова из Ставрополя рассказывает, что вред моральному здоровью игроков может быть нанесен при превышении рекомендуемых временных ограничений, и для каждого возраста они индивидуальны.

Евгения Макарова

психолог

«Например, детям 4-7 лет предлагается играть с гаджетами не дольше 15-20 минут в день. Чем старше человек, тем шире безопасные границы времени. В случае, когда временные рамки стираются, игроку становится все сложнее расставаться с виртуальным миром, все задачи в реальности будут вызывать в нем апатию, тревогу или раздражение».

Но не все увлечённые геймингом люди зависимы по мнению Евгении Макаровой:

«Компьютерные игры могут быть разновидностью интересного досуга, а могут быть полноценной заменой реальности».

Эксперт выделила несколько факторов, которые в сумме своей способствуют перерастанию интереса в зависимость. Это:

  • неблагоприятная социальная среда;
  • неустойчивое психологическое состояние;
  • биологическая предрасположенность к зависимости (имеет наименьшее влияние).

Также психолог рассказала, что в случае долговременного нахождения подростков в игре «не сам виртуальный мир будет проблемой, а отсутствие надёжных поддерживающих людей вокруг, к кому можно было бы обратиться с собственными переживаниями». Это утверждение основано на том, что ребенок уходит в игровой мир в том случае, если не видит моральной поддержки от близкого окружения в реальности.

«Если рядом с вами подросток, который «залипает» в играх и отрывается от реальности, первое, что лучше сделать — перепроверить свое доброжелательное отношение к этому подростку», – порекомендовала Евгения Макарова.

А как же жестокость сюжетов? Подростки перенимают игровую модель поведения?

«В компьютерной игре мы и правда применяем на себя различные роли, но никак не доказано, что эти роли мы перетягиваем за собой в реальность», – рассказала эксперт.

Кроме того, психолог подчеркнула, что к агрессии больше склонны люди, в окружении которых такое поведение – уровень нормы:

«Если человек растет в среде, толерантной к агрессии, то такое же его поведение будет проявляться и без контакта с компьютерными играми».

О влиянии токсичного поведения Евгения Макарова рассказала следующее:

«Токсичность в разных реальностях работает примерно одинаково: согласных с ней она поглощает, а несогласные от нее отстраняются. И если у игрока любого возраста помимо жизни в онлайне существует реальный круг общения, в котором он находит себя ценным, то токсичность в игре на него не будет оказывать ощутимого влияния».

Делая вывод из слов наших героев, можно сказать, что вредоносность гейминга сильно преувеличена. Игры могут стать делом жизни, любимым хобби, могут развить полезные в обыденной жизни навыки, а могут навредить, но лишь в том случае, если этому способствует окружающая в реальной жизни среда.

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости