Услышать от ребёнка бранное слово воспринимается как трагедия для семьи, где не используют нецензурную лексику. Подробнее о том, как реагировать на «плохие» слова от ребёнка и объяснить, что мат – это плохо, корреспонденту АТВмедиа рассказала ставропольский психолог Татьяна Вершинина.
«Даже в самой благополучной семье наступает момент, когда родитель слышит от ребёнка нецензурные слова. Мы не можем полностью оградить детей от воздействия внешнего мира, даже если нецензурная лексика в семье не употребляются», – отмечает Татьяна.
Как родителям реагировать на «плохие» слова?
Зачастую родительские реакции на бранные слова представляют собой наказание или запрет без объяснений. Такое поведение только усиливает интерес ребёнка к ним, возникает вопрос: «Почему это нельзя говорить?».
«Родители должны реагировать на нецензурную лексику спокойно и твёрдо. Важно донести до ребёнка: так выражаться у нас не принято», – советует психолог.
Не акцентируйте внимание – маленькие дети зачастую не понимают значения слов и их провоцирует эмоциональный отклик родителя. Наблюдая экспрессивную реакцию, ребенок может повторять мат, чтобы привлечь внимание мамы и папы, особенно, если ему не хватает этого.
Как объяснить ребёнку, что мат – это плохо?
В разный период жизни у детей отличаются причины использования нецензурной лексики, поэтому и подход в разговоре будет различаться.
-
Малыши до 3-х лет
Детям этого возраста легче воспринимать примеры со стороны. Малышу можно показать другого ребёнка, который говорит плохие слова, и произнести: «Смотри, он ругается, и маме за него стыдно». По аналогии можно использовать сказочных персонажей или героев мультфильмов.
-
Детям от 4 до 6 лет
Ребёнку важно объяснить, что культурный человек старается такую лексику не употреблять, потому что слова-паразиты делают нашу речь некрасивой и обижают других людей. Можно сравнить использование мата с вредными привычками и неприятными жестами, например – показыванием языка.
-
Ребёнку от 6 до 9 лет
Детям постарше родители должны объяснить, что они уважают их взросление, но есть другие способы проявлять свою взрослость и самостоятельность. Например, ребёнку можно давать поручения и доверять принятие решений – это подчеркнёт его значимость и избавит от необходимости доказывать её другими способами.
-
Детям старше 9 лет
С подростком нужно быть особенно деликатным. Важно проводить с ребёнком больше совместного времени, беседовать, иметь общие увлечения. Если ребёнок употребил нецензурное слово, можно его перефразировать. Например, спросить: «Ты хотел сказать, что ты недоволен? Скажи это, пожалуйста, другими словами».
В подростковом возрасте характерен мотив самоутверждения: ребёнку важно получить признание и одобрение у сверстников. Используя мат, он может стремиться продемонстрировать свою взрослость.
После 14 лет интерес к матам уходит: из них исчезает новизна, и нецензурные выражения не вызывают таких эмоций.
«Если в семье нецензурные слова не используют, то у ребёнка они не закрепятся. Период интереса к ним скоро пройдёт, как и попытки утвердиться таким образом», – отмечает Татьяна.
О том, как обсудить другие сложные вопросы с ребёнком, детские психологи из Ставрополя рассказали в спецматериале «Недетские разговоры».