В Ставрополе продолжают обсуждать судьбу дореволюционного дома на Ленина, 165. Решение о его сносе прокомментировал заместитель главы администрации Ставрополя, руководитель комитета градостроительства Андрей Уваров.
Как здание признали аварийным?
В декабре 2022 года по решению комиссии специализированная компания обследовала дом, 12 января здание было признано аварийным. Экспертизу проводили по муниципальному контракту. Поводом стал визуальный осмотр постройки инспектором ЖКХ. Специалист решил, что недавно отремонтированное здание прибывает в худшем состоянии, чем все старые постройки вокруг. Осмотру со стороны ЖКХ подлежат дома из списка зданий с износом более 70%. Но и в этот список дома попадают после выявления процента износа постройки зрительно, рассказал Уваров.
Здание на Ленина построили в 1890 году. Стены у него деревянные, три из них обложены кирпичом. Экспертиза, заказанная комитетом, выявила трещины снаружи дома, на потолках и в подвале. Также обнаружилась просадка фундамента после осмотра подвала.
Кто не согласен с экспертизой?
С результатами проверки не согласны представители «Том Сойер Феста»: именно эта организация помогла отремонтировать дом в 2019 году. Специалисты считают: здание не может быть изношено в той степени, о которой говорят эксперты.
По словам координатора «Том Сойер Феста» Ивана Самохвалова, большинство жильцов многоквартирного дома даже не знали о приходе комиссии. Некоторые из жителей заявляют о готовности оспаривать решение в суде.
Никаких специалистов в моей квартире не было. Проверяли, вроде как, только муниципальные квартиры, а тех, кто поддерживает снос, попросили сделать фото своих помещений. Таких жителей, кстати, примерно половина, – рассказала хозяйка одной из квартир Марина Кочубей.
По её словам, жильцы узнали о признании их дома аварийным 13 января в администрации.
При этом никакой конкретики по компенсации нам не дали. На то, чтобы оспорить это решение, нам дали три месяца. И пообещали отдать нам документы в течение месяца, то есть 13 февраля. Но до сих пор мы их не получили, – добавила Марина Кочубей.
Тем не менее, дом в скором времени собираются признать подлежащим сносу. Жителям дадут год для принятия решения: хотят они снести постройку или реконструировать в соответствии со стандартами. После этого срока выйдет постановление по изъятию помещений в муниципальную казну, а владельцам квартир предложат компенсацию за жилье с учетом его рыночной стоимости.
Мы будем бороться за наше жильё, будем подавать в прокуратуру, в суд. Мне не нравится, как провели экспертизу. Будем добиваться повторной, – заявила Марина.
Представляет ли дом на Ленина историческую ценность?
На вопрос о том, почему комитет не считает дом исторически ценным, замглавы администрации ответил: эксперты решают, какие здания представляют историческую ценность, и поддерживают их состояние в соответствии с законодательством.
«Определять культурную ценность дома должны только специалисты. Мы же, как горожане, выражаем свое общественное мнение, кому-то нравится, кому-то нет», – рассказал Уваров.
При этом спикер согласился с тем, что именно комитет градостроительства решает, как будет выглядеть город и на что будет сделан упор: на сохранение исторической застройки или возведение новых домов. По словам заместителя главы администрации, комитет делает упор на оба этих аспекта. Однако Андрей Уваров подчеркнул: речь идет лишь об исторической застройке, входящей в реестр объектов культурного наследия. При этом многие дореволюционные здания в нем не числятся. Кроме того, спикер отметил: по всему городу ведется большая работа по признанию ветхих домов аварийными, это здание просто привлекло внимание общественности.
Так, координатор «Том Сойер Феста» Иван Самохвалов подал документы на признание дома на Ленина объектом культурного наследия. Ранее он попросил помощи в распространении информации о сносе здания и порекомендовал направлять жалобы в администрацию и прокуратуру, чтобы спасти дом. Форму для обращения можно найти здесь.