Сложности у детей в детдомах и приютах одинаковые, рассказал директор фонда «Алый Маяк» Давид Карапетян. Они начинаются с самых первых дней попадания в учреждение.
Самый сложный и тяжёлый момент — это расставание с родными (исключение составляют те случаи, когда это вынужденная мера, чтобы спасти жизнь ребенка). Человек видит вокруг себя незнакомых людей, это сильный стресс. Все адаптируются с разной скоростью, в зависимости от характера.
«В попаданиях в приют или детдом есть одно отличие: если в приюте ещё ждут, что их могут скоро забрать домой и есть ощущение, что это временно, то, попав в детский дом, дети осознают, что это надолго», – поделился Давид.
Психолог Олеся Калюжина подтверждает: проживание в детдомах приносит много сложностей и вызывает глубокие психологические травмы. Особенно страдают новорожденные, оставленные матерью сразу после рождения. Эксперт выделила несколько главных психологических проблем у «оставленных» детей.
- Нарушается привязанность. Не получая полноценную родительскую любовь, дети могут искать внимание у любого взрослого. Позже это может привести к проблемам в установлении доверительных и продолжительных отношений.
- Нарушение восприятия своего тела и границ. Еще одна проблема заключается в нарушении восприятия своего тела и границ между «моим» и «твоим».
- Задержанное развитие. Без заботы и любви дети испытывают сильный стресс. Это приводит к замедлению всех процессов развития.
Дети старшего возраста, живущие в детдомах и приютах, тоже сталкиваются с проблемами. Они часто страдают от низкой самооценки и ощущения неполноценности. Причиной тому служат проблемы с социальной адаптацией и отсутствие стабильных отношений.
«Поведение подростков может стать агрессивным, поскольку они не имеют подходящих моделей для обработки и выражения своих эмоций, агрессия также может быть защитной реакцией на внешние воздействия. Отсутствие стабильных дружественных связей и ограниченные возможности для социального взаимодействия способствуют трудностям в общении с другими людьми», – рассказала психолог.
Все это приводит к проблемам с адаптацией в школе и усвоением учебного материала, создает препятствия в обучении и самостоятельной жизни в будущем.
«Я думаю, что тут вопрос частного характера, всё зависит от заведения, персонала, коллектива сверстников, характера самого ребёнка. Всё индивидуально. Но, в целом, по моему мнению и опыту, пребывание в таких учреждениях накладывает свой отпечаток на восприятие окружающего мира. И часто человека сопровождает чувство социальной несправедливости. Он или она задаются справедливым вопросом: почему у других сверстников есть семья, а у него или неё, нет?» – делится Давид Карапетян.
Об адаптации выпускников детдомов во взрослой жизни читайте в специальном материале АТВмедиа.