"Прежде всего, я хочу написать что-то уникальное", - Аскар Эминов о поэзии и музыке

Об отношении к своему и чужому творчеству, критике и поэзии в целом мы поговорили с Аскаром Эминовым в рамках проекта "Поэты в городе".

Аскар старается развиваться в различных творческих направлениях, он умеет фристайлить, писать шутки и сценарии, но поэзия и музыка остаются ближе всего. Совсем скоро у него выйдет новый музыкальный альбом. Аскар обожает свои произведения и хочет получать обратную связь от аудитории.
— Зовут меня Аскар Эминов. Работаю, как все люди, продаю ламинат. Вообще в жизни каждый человек устраивается как может. Есть у меня и хобби. Я пишу. В основном это стихи. А так все подряд: сценарии, шутки, и так далее.

Как мне себя охарактеризовать? Мне кажется, это дело окружения. Как меня охарактеризовали психологические тесты – я вполне закрытый человек, не интересующийся жизнью окружающих, которому больше нравятся какие-то детали вещей, нежели людей.

Ты помнишь, как написал свое первое стихотворение?

— Да, я помню, потому что я его написал в семейный альбом. Это было то ли во втором, то ли в четвертом классе. Это стихотворение, посвящённое маме, к ее дню рождения. Как-то легко это далось. Не было никакого затруднения, ступора: просто лепишь слова, и они как-то сами выстраиваются. Понятно, что это ерунда, детский лепет был. Но для меня любая моя ошибка или несовершенство, любая неудачная работа, будь то поэзия или что-то ещё, ценны. Потому что через какое-то время это вызывает улыбку.

Что тебя вдохновляет?

– Что угодно, как любого человека. Я могу сказать, что вдохновение не столь важная вещь. Оно тебя заставит подняться и что-то делать. А все остальное – это твой настрой, твоя работа, твоя дисциплина, твое мастерство. Вдохновение не самое важное.

– Многие не любят свои произведения, а как к своим относишься ты?

– Я их обожаю. Отношусь ревностно к ним. Это что-то вроде твоих детей. Вот я писал на продажу, мне так не нравилось, как будто ты ребенка отдаешь в чужую семью. Пусть они убогие будут, но это мои. Мне нравятся.

– Процитируй своё любимое стихотворение.

– Отрывок из стихотворения Коста Хетагурова «Толпа». Мне кажется сейчас это как-раз в тему будет:
«Когда гремит на площадях «осанна»
И, как волна, колышется толпа,
Ты ей не верь, — она непостоянна,
Капризна, зла, разнузданна, глупа».

Вообще не очень сильно люблю читать чужое, только если западает в душу.

— Нужно ли себя критиковать?

— Я замечал кое-что за молодыми ребятами, которые пишут: они все говорят, что к себе ты все равно относишься менее критично, чем к окружающим. Берешь стихотворение своего товарища: «Так, ну тут плохо, тут не то, там не то», а на свое ты смотришь и вроде классно: «Это могу себе простить, это тоже, а тут вообще гениально». Многие говорят, что «я не люблю своё, не нравится». Но ты же это делаешь, а значит, кому ты врешь — тебе нравится. Иначе зачем? Я знаю, что такое эволюция в плане поэзии, потому что одно время меня не критиковали, а очень вежливо намекнули: «Вот это и вот это почитай, поменяешь технику». Например, сайт Тима Скоренко я посмотрел и понял: «надо что-то менять». Или послушал Оксимирона и понял сам, что надо менять. Это не было критикой. Тут нужно Марка Твена процитировать: «Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце». Так у меня было, и это сработало. А сам себя не критиковал.

— Посещаешь ли ты в Ставрополе поэтические вечера или встречи? Развито ли это у нас в городе?

— Последнее время нет. А раньше очень активно посещал всё: стендап-вечеринки, песенные конкурсы, стихотворные. Ставрополь – это маленький городок, и здесь мало движения в любом направлении. Казалось, нужно ловить всё. Попутно на других смотрел, не подворовывал материал, а думал: «Идея классная, но я сделаю это по-другому». И в этом был толк для того, что я делал. Было круто.

Всё очень плохо с развитием поэтического движения, но большой респект тем, кто этим занимается, продвигает. Некоторые смотрят недовольно на поэтические мероприятия: то с организацией что-то не так, то ещё что-то, но это большой труд. Организаторам большое спасибо. Какое бы они мероприятие не делали, это отвратительно тяжело. Я двух человек собрать не могу, а они целую толпу собирают и организовывают.

— А сколько тебе нужно времени, чтобы написать новое стихотворение?

— Одно время я вообще фристайлил под гитару. Вопрос в том, что именно ты хочешь получить.

Например, если я с самого начала беру сложный каркас из арматуры, то потом мне его нужно продолжать, иначе он завалится.
И у меня куча брошенного. Одну песню я писал года два, три, а там строк очень мало. Все зависит от того, что ты хочешь увидеть. Ты не продолжишь писать стихотворение, если потеряешь ту самую нить, каркас. Всё по-разному. От какого-то легкого «что вижу, о том и пишу» до сложной инженерной конструкции.

— Говорят, что человек творит благодаря каким-то переживаниям: неразделенной любви, предательству, одиночеству и так далее, так ли это? Или же человек может создать что-то, будучи счастливым?

— Депрессия – самое лучшее топливо. У меня так. Люди разные, работать можно по-разному. Кому-то нравится, когда его по головке гладят, а кому-то наоборот, когда ему втык дают (смеется).
Как ты думаешь, что такое поэзия?

— Да не знаю (смеется). Поэзия в литературе – это форма, и не обязательно стихотворная. Много определений, много направлений разных, всё меняется постоянно, появляется что-то новое. Я не знаю. Это что-то странное.

— Есть ли какой-то тренд или мода в поэзии? Может быть в наше время существуют отдельные темы, на которые модно писать?


— Рефлексировать, мне кажется, модно. Сейчас большую популярность набирают фрики. Они в каждом направлении, будь то кино, музыка, телевизионные программы, поэзия и т.д. Хотя, по сути, это скорее модное, чем реально нужное. Мне кажется это потому что людям больше нужно развлечений, чем что-то серьезное. Вот, например, вы целый день работали, пришли домой уставшие, вам нужно думать о чем-то серьезном? Я думаю нет. И поэтому в принципе я отношусь к ним нормально. Возможно, им так легче, потому что в жизни и так много негатива и стресса. А вообще поэзия не такая востребованная, как все остальное. Есть ребята концептуальные, которые что-то новое придумывают, выпускают книжки, где все замазано и остается лишь одно слово. И это считается круто. Почему? я не знаю (смеется).

— Писал ли ты когда-нибудь не по желанию, а по заказу?

— Да, писал. Мерзко, отвратительно, просто ужас.

— Что ты хочешь получить от своего творчества? Может быть есть какая-то мечта?

— Славы (смеётся). Прежде всего, я хочу написать что-то уникальное. Сейчас альбом пишу, хочу получить какой-то отклик. На самом деле, если ты выложил какую-то свою работу в интернете, и тебе два-три новых человека написали «это классно». Такое раз в год случается, но это прям круто.
Хочется отклика, не буду кривить душой. И я буду пытаться его получить.
Сложно ли поэту найти свою аудиторию?

— Мне – да. А так, я думаю аудиторию нужно собирать из тех, кто тебе сопереживает, из твоего окружения, потому что они на первых порах сделают чуть больше, чем незнакомые люди. Они тебе ближе. То есть, если ты из Хацапетовки, ищи своих фанатов там, а дальше больше. Мне кажется, что даже несмотря на то, что есть интернет, нужно собирать аудиторию из своего окружения, поначалу. Они сделают для тебя больше, чем там, где-то в стороне.

— Поэтом может стать любой или им нужно родиться?

— Если есть желание, может быть. Ко мне не раз обращались за советом, помогал, но некоторые потом понимали, что им это не нужно. Наверное, если большое желание и стремление к этому есть. Честно, не понимаю, как можно определить, просто человек марает бумагу или у него есть задатки. Не знаю. Не задавался таким вопросом раньше, но он очень интересный.

— Стихотворение, которое отражает тебя и твоё творчество в целом.
«Я пишу и схожу с ума.
Но быстрее схожу когда не пишу.
Слишком простенькие слова
Почему-то не подлежат крепежу.
Я бешусь от силлабики и
Тусклой рифмой марая мусхаф,
Подбираю самый слабенький ритм,
Ускоряя его как бустер.
А бывало иначе, начну с ничьей
Цитаты: "Порвал пупок
Со старта, взяв градус как жар печей.
Всю бухту запутав в клубок."
Я пробовал вовсе оставить писать
И выдавить глаз как прыщ и
Не петь – не любят того небеса
Кто к Бога приказам капризен.
Но я не бунтарь. Я слаб и труслив.
Впиши на плите: "Жил. Был. Сдох."
Обрадуй. Добавь. «Он поэт как Брюс Ли
Нашедший своё Джит Кун До»».


— Как ты считаешь, чем отличается поэзия от просто рифмованных строк?

— Мне кажется, это люди решают. Я, например, могу написать что-то, люди скажут «фигня», или наоборот. Массы решают. Человек написал очень много стихотворений, и люди говорят, что это отстой, а потом кто-то находит четыре строчки из этого всего, которые ему понравились и говорит «это круто», а потом кто-то – «ну раз это круто, то всё остальное тоже гениально».

Вспомнил цитату одну: «Знание – объект культуры, а культура необъективна». У всего, что делает поэт, да и у всего, что создают люди, не может быть объективной оценки.

— А нужно ли поэту учиться, чтобы стихотворения становились лучше или же это никак не влияет на результат?

— Я не знаю. Мне кажется, тупые стихи в наше время популярнее (смеется). Кому-то это мешает. Например, приходит парень сильный и крепкий на борьбу, и у него есть задача завалить противника, и он это делает. А когда начинают учить, все хуже и хуже получается. Такое правда бывает. Мне кажется, что так же может быть и в поэзии.

— Твоё стихотворение сразу приобретает вид или ты над ним еще какое-то время работаешь?

— Я люблю полуфабрикаты. Вот только написал и сразу публикую. Я их не шлифую. Сразу выставляю, мол, смотрите как умею. С ошибками или без, все равно.
— Как вообще происходит написание стихотворения?

— Записываю стихотворения на гаджет. Телефон всегда под рукой. Раньше у меня планшет был и без планшета на поэтических слэмах меня люди, наверное, перестали воспринимать (смеется). Везде с ним ходил. Мне больше всего нравится отталкиваться от визуального образа. Например, я слушал песню Хаски «Крот», и там якобы внутри бороздит второе я. И я вспомнил, как в детстве передачи криповые какие-то смотрел (смеется), там человек жаловался на боль в животе. Ему сказали сходить и сделать рентген, там что-то непонятное обнаружили. Мужчине операцию сделали и достали что-то на крота похожее. Это был его сиамский брат, в утробе матери он врос в него. Я подумал, что песня об этом. И исходя из этого написал стихотворение достаточно большое. Но потом я понял, что это совсем не про то (смеется). И вот работа от визуальных образов, это самое крутое, что мне удается делать. Остальное зависит от рифмы, идеи, от предложения. И вот, например, работа от предложения. Я придумываю какой-нибудь афоризм маленький и от него пишу стихотворение. Мой недостаток в том, что я ставлю его в начало. И у меня работа от афоризма – это слабая сторона, так как я начинаю с сильного предложения, а дальше все угасает.

— Ты зарабатываешь на своем творчестве? И есть ли такая возможность в Ставрополе?

— Я очень много трачу на него (смеётся). Я имею ввиду не только поэзию. Например, музыку писать очень затратно. Ты просто кидаешь деньги в костер в надежде на то, что он будет гореть дальше, и может быть что-то получится. На поэзии можно немного заработать, и она менее трудозатратна, а на музыке нет.
Несколько раз я проводил мероприятия, и это некоторым понравилось. И на самих слэмах у нас призовой фонд. Ты правда и свои деньги приносишь туда, но потом может повезти. Мелочь, но приятно.
— А можешь ли ты прямо сейчас сочинить стихотворение про еду?

—В качестве я себя ограничивать не буду тогда (смеется):

Прежде всего избавлюсь от сомнений
На первом месте у меня всегда пельмени
И если продолжать фигурный ряд
Вот мне плевать что говорят
Я избегаю тех вещей, что запрещенными являются
Например кто то там свининой наслаждается
Выпивкой и прочей ерундой
а им просто так скажу, ну бог с тобой
у меня свои предпочтения
если как то так, то ем мало в бургеркинг, макдак
мне не нравятся вообще фаст фуды
я люблю домашние все блюда
те, что мне жена готовит и в контейнеры положит
я беру с собой вилку, а не ложку
чем мне запивать?
у меня кстати культура тут опять
все лезгины любят чай
и первый утром я наполняю свой термос.


Как-то так (смеется). Согласись, чушь, но, что-то есть, чтобы это хоть как-то звучало. Очень много можно вот такой вот фигни писать и не париться над этим. Зрителю сложно оценить более сложные конструкции. Вот я пишу что-то более сложное, показываю, а мне говорят «рифмы нет». Да как нет? Там все зарифмовано. Как-то так.
— Как ты думаешь, чем отличается поэзия прошлых веков от современной?

— Эволюцией. Пушкин крутой реформатор, Маяковский тоже. А обычные поэты, которые свое что-то не вносят, не запоминаются. Маяковский говорил, что таких стихотворений, как у Пушкина, он может много написать, и это нормально, это не неуважение.

Просто эту школу уже прошли. Как и школа Маяковского сейчас. Уже каждый второй поэт может как он писать. Например, Оксимирон: никто не брал раньше научные термины вперемешку с матами. И так далее. Каждый старается придумать что-то новое.

— Сложно ли публиковаться в Ставрополе?

— Я не хочу публиковаться в сборниках. Я хочу, чтобы это было только моё. Моя личная книжка. Я очень жадный (смеется). На самом деле, наверное, это не сложно. Если что-то свое публиковать только, то затратно, еще и надо редактировать, а я не люблю это дело.

— Ты визуализируешь свои стихотворения? Появляются ли у тебя образы в голове?

— Я по-разному делаю. Иногда пишу сценарии и к своим песням, и к стихотворениям. Почему бы не сделать работу, в которую ты веришь, лучше? Рассчитать, сколько времени примерно уйдет на то или на это. Да, и визуализирую, только то, во что верю.

— Какие советы ты можешь дать начинающим поэтам?

— Даже не знаю. У каждого свой путь. Я советую всегда, в основном, по поводу техники. Люди пишут часто, спрашивают, но я не так много знаю. Просто даю ссылки на то, что нужно почитать, что может помочь. По наполнению я всегда говорю о том, что личная внутренняя философия никому не нужна, советую писать что-то нужное. Но тем не менее я же сам это пишу (смеется). Значит, это нужно. Мне не нравится, когда новички пишут то, что ни к чему не ведет. Такое ощущение, что они сидят и думают, потому что у них есть на это время. Такое мне не нравится. В таких случаях говорю, что не нужно этого делать, лучше напиши storytelling, что-то, что приведет к чему-то.
Читайте также
Автор: Анастасия Жидкова